ФРП. Литературное чтение на родном языке

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ ООШ № 15

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете

Директор

Протокол № 1

Протасова Ю.Н.

От «1» июля 2024
г.

Приказ №78- ОД
от «1» июля 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
для обучающихся 3-4 классов

г. Сысерть 2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для
обучающихся 3-4 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г.
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы
в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р)
Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть единого
курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс
родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь
учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке)
и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с
литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический
курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным
образованием и обучением чтению.
Предмет «Родной язык и литература» играет важную роль в реализации основных
целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности
и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности. Родной язык и литература является для младших
школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей
единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя,
отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды —
отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение родного языка и литературы в начальных классах — первоначальный этап
системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта
с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и
возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с
лексикограмматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного
произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи обучения:
расширение читательского кругозора обучающихся;
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,
говорение, слушание);
формирование
речевых
умений,
обеспечивающих
восприятие,
воспроизведение и создание
-высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления
совершенствовать свою речь.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные
на коррекцию умственной деятельности школьников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с
осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях,
с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической).
Происходит знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно
влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на
моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими
принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного
сотрудничества.
Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов
речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением,
чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать еѐ для расширения
своих знаний об окружающем мире. Знакомство учащихся с доступными их возрасту
художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание
которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию
личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои
поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки
доброжелательного сотрудничества.
Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в
программе следующими содержательными линиями:
развитие речи,
произведения устного творчества народов России;
произведения классиков отечественной литературы и современных писателей
России;
все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение
одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет
учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о слове,
обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует формирование
коммуникативных умений и навыков.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о
слове как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на
осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения.
На протяжения четырѐх лет обучения меняются приѐмы овладения навыком чтения:
сначала идѐт освоение целостных (синтетических) приѐмов чтения в пределах слова и
словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приѐмы интонационного
объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение),
постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного.
Учащиеся постепенно овладевают рациональными приѐмами чтения и понимания
прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений,

осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и
используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведѐтся
целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и
выделять главное. Учащиеся овладевают приѐмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится
параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух
высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать
вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку
зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях
учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и
общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических)
произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский
текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно
пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и
полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного
произведения. На уроках литературы совершенствуется представление о текстах (описание,
рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и
научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его
темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на
части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной
информации текста.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков
работы с информацией. В ходе освое-ния литературного чтения на родном языке
формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно
работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст,
рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать,
преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые
информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки,
небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др. Программа
предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению
учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет
закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаѐт условия для
творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной
деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно
планировать свои действия, вести поиск и система-тизировать нужную информацию.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Одним из результатов обучения литературному чтению на родном языке является
осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной
жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к
ней как среде обитания человека, и переживание чувства еѐ красоты, гармонии,
совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты
художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка,
его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в
основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого
познания как ценности
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих
корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной
ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного
отношения к труду в целом к литературному труду, творчеству в частности.
Ценность человечества- осознание себя не только гражданином России, но и частью
мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 3 классе
отводится 0,5 часа в неделю. Всего 17 часов, в 4 классе по 0,5, всего 18 часов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
4.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств еѐ осуществления.
2.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
3.
Использование знаково-символических средств представления информации.
4.
Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8.
Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
9.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10.
Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
Предметные результаты:
1.
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
2.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.
3.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как
показателю общей культуры и гражданской позиции человека.
4.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование
умения использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь

внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических
норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учѐтом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии
с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и
прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов
(сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных
произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников,
просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух
и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, наоснове
опорных слов.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация с учѐтом ситу-ации общения. Овладение умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при
обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное
монологическое высказывание на определѐнную тему с использованием разных типов речи
(описание, повествование, рассуждение).
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов
по предложенным и самосто-ятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение
значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных
словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах,
фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение од
покоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов г омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с

помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных
словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Умение слушать (аудирование) : Восприятие на слух звучащей речи (высказывание
собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение
задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи,
за особенностью авторского стиля.
Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от
слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп
чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие
поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение
самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон
и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от
чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при
чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую
информацию, понимание еѐ особенностей.
Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста:
художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании
художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.Практическое
освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания
книги по еѐ названию и оформлению.Самостоятельное определение темы и главной мысли
произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.Участие в коллективном
обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления
товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и
иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало
книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание
или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.Умение самостоятельно
составить аннотацию Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на
внешние показатели книги, еѐ справочно-иллюстративный материал.Типы книг (изданий):
книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать,
справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Самостоятельный выбор книг
на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной
литературой.
Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.Понимание
нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия

«Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на
примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка
(синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение
эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам
учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.Характеристика героя произведения с
использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в
тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя)
поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по
контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через
поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,
авторских помет, имѐн героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста:
подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).Подробный пересказ
текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста,
озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных
предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных
высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.Самостоятельный
выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор
слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места
действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по
общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.Развитие
наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать
(предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия
произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей
учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с
простейшими
приѐмами
анализа
различных
видов
текста:
установление
причинноследственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста начасти.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности
по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель,
схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в
содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и
справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи.
Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и
самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять
доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на
текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.Умение
построить монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование
грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного
или прослушанного с учѐтом специфики научно-популярного, учебного и художественного

текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения,
изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учѐтом особенностей
монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке»:
1)
Понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином
культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской
Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных,
нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как
особый вид искусства (искусствослова); соотносить произведения словесного творчества с
произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь
первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных
народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании
культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской
Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений
народов Российской Федерации, народов мира;
2)
освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных
понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным
плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно
воспринимать чтение слушающими); владеть техникой смыслового чтения про себя —
понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль
за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры
фольклорных произведений (малые фольклорньте жанры, сказки, легенды, мифы);
понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа
(порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок,
загадок, колыбельных песенки и др. своего народа (других народов); сравнивать
произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои);
сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре и
зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений представителей
детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня;
анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль,
последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на
вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные
средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);
3)
приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в
текстах; формировать читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся:
определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных,
справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение
кругозора; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту,
составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к
самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на
имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по
ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на

литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие
работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с
изменением действующего лица.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс
Содержание (тема урока)
ЭОР

№
урока
1
Россия – наша родина

2
3

4

5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16

17

В. Семернин:
«Родиной
зовется…»,
М. Матусовский: «С чего
начинается Родина».
С.Алексеев рассказы из книги
«Богатырские фамилии».
Фольклор нашего народа 4ч.
В.И. Даль. Пословицы и
поговорки русского народа.
Собиратели русских народных
сказок: В.И. Даль.
«Привередница».
А.Н. Афанасьев :«Буренушка».
А.Н. Афанасьев: «Волшебное
кольцо».
Мир живой природы. 5ч.
Г.А. Скребицкий: «Сиротка».
Б.С. Житков: «Охотник и
собаки».
В.П. Астафьев: «Белогрудка».
Н.Г. Гарин-Михайловский:
«Тѐма и Жучка».
К.Г. Паустовский «Жильцы
старого дома».
Времена года 4ч.
Ф.И. Тютчев «Первый лист»,
А.А. Фет «Весенний дождь».
М.М. Пришвин «Лягушонок»,
«Ёж», «Гаечки».
К.Г. Паустовский «Какие
бывают дожди».
И.С. Соколов-Микитов «Русский
лес».
Наука и техника для детей 2ч
Энциклопедия. Флора и фауна.
Планета Земля.
Научная энциклопедия
школьника.

https://youtu.be/GGHINExxMeQ

https://azbyka.ru/fiction/bogatyrskiefamilii-sergej-alekseev/
https://youtu.be/cQjOoG9foNs

https://youtu.be/6O9mklXqB7w

https://youtu.be/btzef5ktx94
https://youtu.be/Srgpi4CAx1s
https://youtu.be/ReOOoOT3Pp4
https://youtu.be/4xJs7C5-XVE
https://youtu.be/trtm9iMVy9Y
https://youtu.be/kAQjY9tq39E
https://youtu.be/z3GoVuUWn28
https://youtu.be/0FtYj16nqsg

https://youtu.be/lLMQ1Hrxksg
https://youtu.be/iahpvR4y884
https://youtu.be/4ZOruECg_4Q
https://youtu.be/UqFqGpT6ukU

http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс
№

Тема

1

С. Михалков
«Государственный гимн
Российской
Федерации»

2

В. Гудимов «Россия,
Россия, Россия»
Виды устного
народного творчества.
Былины. Особенности
былинных текстов.
Былина «Волх
Всеславьевич».
Былина «Вольга
Святославич»
Славянский миф.
Особенности мифа.
Народные легенды.
«Легенда о граде
Китеже», «Легенда о
покорении Сибири
Ермаком».
Народные песни.
Героическая песня
«Кузьма Минин и
Дмитрий Пожарский во
главе ополчения»
Песня-слава «Русская
земля». Героическая
песня «Суворов
приказывает армии
переплыть море»
Пословицы о Родине, о
подвиге, о славе.
Творческий проект на
тему «Россия-родина
моя».
Презентация,
пословицы
Е.И. Носов. Хитрюга.

3

4
5

6

7

8
9

10 В.В. Бианки.
Сумасшедшая птица.
11 В.П. Астафьев.
Зорькина песня

Кол-во
часов
1

1
1

1
1

ЭОР
https://www.yandex.ru
/video/preview/4265649820672194265

https://www.yandex.ru
/video/preview/8437314934284713395
https://ppt-online.org/971802

https://www.yandex.ru
/video/preview/1823709874882976967
https://www.yandex.ru
/video/preview/3679623256589044545

1

https://www.yandex.ru
/video/preview/16031544078426907564

1

https://www.yandex.ru
/video/preview/17220120098535777483

1
1
1
1

https://www.yandex.ru
/video/preview/5385375470977176939
https://www.yandex.ru
/video/preview/10707148475102653474
https://www.yandex.ru
/video/preview/10112892515891282761

12 Г.А. Скребицкий. Кот
Иваныч.
13 К.Г. Паустовский.
Теплый хлеб.
Викторина по разделу
«О братьях наших
меньших».
14 И. Анненский. Снег.

1

15 В. Бианки «Лесная
газета»
16 М.М. Пришвин.
Рассказы о весне.
17 Рассказы Н.И.
Сладкова. Лес не
школа, а всему учит.
18 Проект «Любимое
время года». Итоги

1

1

1

1
1

1

https://www.yandex.ru
/video/preview/2032587304957702260
https://www.yandex.ru
/video/preview/15232880449045238041

https://www.yandex.ru
/video/preview/5206975999386595303
https://www.yandex.ru
/video/preview/1619665381921252255
https://www.yandex.ru
/video/preview/10837760049256265370
https://www.yandex.ru
/video/preview/12991728851309466527
https://ppt-online.org/910389
https://infourok.ru/proekt-pookruzhayuschemumiru-moyo-lyubimoevremya-goda1731774.html

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение на родном (русском) языке (в 2 частях), 3-4 класс/Кутейникова Н.Е.,
Синёва О.В., Дудова Л.В.; под редакцией Богданова С.И., ООО «Русское слово-учебник»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Контрольно-измерительные материалы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://libking.ru/ (чтение книг онлайн) https://infourok.ru/ http://school-collection.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.
Справочные таблицы
2.
Учебник,
3.
Карточки
4.
Репродукции к произведениям
5.
Портреты писателей, поэтов
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор, персональный компьютер, карточки с заданиями
1.
Детская областная библиотека имени М.М. Пришвина [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.prishvinka.ru/

2.

Русская виртуальная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://rvb.ru/

3.
4.

Русские словари [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.ru/
Фундаментальная электронная библиотека Русская литература и фольклор

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/
Электронная литературная энциклопедия «Орловские писатели детям»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:

5.

http://91.135.212.75/pisateli/autors.htm
Рекомендуемая литература:
Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3-4 классе. - Тула: Арктоус, - 223с.: ил.
Интернет ресурсы: http://www.solnet.ee

http://www.viki.rdf.ru
http://www.vidahl.agava.ru/
http://potomy.ru/
http://www.nachalka.com/photo/
http://www.lukoshko.net

Российский
общеобразовательныйпортал
для
детей и взрослых.
Детские
электронные
книги
и
презентации
Даль, В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка в 4 т.
Сайт детям начальной школы
Фотогалерея сайта Началка.com
Сайт "Лукошко сказок"

http://audioskazki.detsky-mir.com/
http://www.danilova.ru/storage/present.htm
http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=
1
http://www.koob.ru/
http://mirdetok.tomsk.ru/

Детское аудио (сказки, песни, стихи,
рассказы спектакли и т.д.)
Сиди и слушай аудиосказки
Педагогическая библиотека

Информационный сайт для детей и их
родителей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».