МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ ООШ № 15
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом совете
Директор
Протокол № 1
Протасова Ю.Н.
От «1» июля 2024
г.
Приказ №78- ОД
от «1» июля 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет «Лингвистический анализ текста»
для обучающихся 7-9 классов
г. Сысерть 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций
государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя
России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание
русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных
разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных
возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и
других народов России.
Обучение анализу текста направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих
способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной
деятельности, самообразования.
Содержание программы по лингвистическому анализу текста ориентировано также на
развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её,
размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ТЕКСТА»
Цель - совершенствование навыков и умений в письменной и устной продуктивной и
рецептивной речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении), овладении
культурой речевого поведения;
Задачи:
-формирование духовного мира ребенка, его ценностных ориентаций,
мировоззренческих представлений через слово, посредством расширения активного и
пассивного словаря ребенка;
-расширение общеобразовательного кругозора учащихся за счет усвоения
лингвистических знаний, а также в результате чтения;
-становление общеучебных умений и навыков (работа с книгой, конспектирование,
пользование справочной литературой, в частности разноаспектными словарями);
-формирование языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка
и умения пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной, речевой
грамотности;
-формирование коммуникативной компетенции, предполагающей овладение
различными видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 7-9 классах на изучение предмета отводится 1 час в неделю. Суммарно изучение
литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано
на 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Язык и речь. Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других
языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог.
Диалог. Полилог.
Единицы языка Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное
значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Словапредложения и их роль в тексте.
Текст и его основные понятия Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие
и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи
предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое
ударение. Смысловая связь.
Стили речи. Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный,
художественный стили и их особенности. Публицистический стиль. Его структура. Анализ
текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического
характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. Художественный
стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста
художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по
художественному тексту. Рецензия на написанное произведение. Изобразительновыразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические,
синтаксические, стилистические. Научный стиль речи и его структура. Термины в научном
стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинениеповествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
Система работы над текстом. Виды анализа прозаического текста. Лингвистический
анализ. Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексикосемантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом
текста. Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование. Редактирование.
8 КЛАСС
Текст. Признаки текста. Виды и средства связи предложений в тексте. Понятие о
микротеме. Абзацное членение текста. Понятие сжатия (компрессии) текста. Основные
приемы сжатия текста.
Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение.
Применение способов сжатия. Содержательные способы сокращения текста. Языковые
способы сокращения текста.
ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
Текст. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Виды сочинений. Этапы
работы над сочинением. Композиция сочинения-рассуждения. Тезис. Аргументы.
Способы введения примеров-аргументов. Вывод в сочинении-рассуждении. Структура
сочинения на лингвистическую тему
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Понимание смысла текста. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Роль
знаков препинания на письме. Виды грамматических и речевых ошибок. Способы их
устранения.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА И РЕЧИ
Средства выразительности речи. Тропы. Сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты.
Фразеологизмы. Лексика. Синонимы.
Комплексный анализ текста. Публичное выступление
9 КЛАСС
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и
формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема.
Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Главная и второстепенная
информация в тексте. Способы сокращения текста.
Приёмы сжатия текста: замена, обобщение, исключение
РАБОТА С ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Виды сказуемых. Односоставные предложения.
Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при
обособленных членах предложениях.
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения.
Пунктуация в сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки.
Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок.
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных
прилагательных, наречий.
Смысловой анализ текста. Средства речевой выразительности. Анализ средств
выразительности. Синтаксические фигуры.
Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы.
Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.
Лексическое значение слова. Слово в контексте.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема
текста.
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).
Композиция сочинения. Оформление вступления и заключения сочинения.
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и
грамматических ошибок.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение лингвистического анализа текста в основной школе направлено на
достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому
языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях,
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков,
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт,
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового
образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации,
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения лингвистического анализа текста на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные
результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях,
в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться
в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе
его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных
действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных
эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять
его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в
тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять
количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на
жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочиненияминиатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150
слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план
прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью
дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять
главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с
изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста;
извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей
и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;
представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с
опорой на знание норм современного русского литературного языка.
8 КЛАСС
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы,
главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной
законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать
текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические,
словообразовательные, лексические, морфологические).
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать
тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров; применять эти знания
при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на
жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе
сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений; классные сочинения объёмом не
менее 200 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы, конспект;
извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических
словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в
виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: собственные и(или) созданные другими обучающимися тексты с
целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять исходный и
отредактированный тексты.
9 КЛАСС
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста;
подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.
Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.
Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждениедоказательство, оценочные высказывания.
Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке.
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или
прослушанному в устной и письменной форме.
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения
искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или
объёмом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет
раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объёмом не менее 250 слов
с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы.
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и
второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников,
в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в
учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в
виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и
прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного
изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и
выборочного изложения – не менее 300 слов).
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью
совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный
логический анализ текста – целостность, связность, информативность).
Тематическое планирование. 7 класс
№ п/п
Кол-во
часов
Раздел/тема
1.
1
ЯЗЫК И РЕЧЬ (5 ч.)
Язык и речь. Почему человек умеет говорить?
2.
3.
1
1
Русский язык среди других языков мира.
Изобразительные возможности языка.
4.
5.
1
1
6.
1
7.
1
8.
1
Речь устная и письменная
Монолог. Диалог. Полилог.
ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА (3 ч.)
Слово как универсальная единица языка
Прямое и переносное значение слова. Виды переносных
значений.
16.
17.
Предложение как единица языка. Слова-предложения и их
роль в тексте.
ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (7 ч.)
1
Текст. Тема текста.
1
Темы широкие и узкие.
1
Контекст. Подтекст. Затекст.
1
Средства связи предложений в тексте.
1
Типы связи.
Цепная и параллельная связь.
1
Интонация и логическое ударение
1
Смысловая связь.
СТИЛИ РЕЧИ (13 ч.)
1
Стили речи
1
Публицистический стиль.
18.
1
19.
20.
21.
1
1
1
Проблема и аргументы в текстах публицистического
характера.
Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля
Художественный стиль речи
Сжатие текста художественного стиля.
22.
23.
24.
1
1
1
Сочинение-рассуждение по художественному тексту.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте
Научный стиль речи
25.
1
Термины в научном стиле речи.
26.
1
Составление высказывания на лингвистическую тему
27.
1
Типы речи
28.
1
Повествование, описание, рассуждение.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ ( 6 ч.)
Виды анализа прозаического текста
29.
1
30.
1
Анализ поэтического текста
31.
1
Анализ произведения в контексте
32.
1
Система работы над анализом текста
33.
1
Р/р. Публичное выступление
34.
1
Рецензия на публичное выступление
Тематическое планирование. 8 класс
№
Содержание (тема урока)
урока
Количество часов
РАЗДЕЛ 1. ТЕКСТ. СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА (14 ч.)
1
Текст. Признаки текста.
1
2
Виды и средства связи предложений в тексте
1
3
Понятие о микротеме. Абзацное членение текста.
1
4
Понятие сжатия (компрессии) текста.
1
Основные приемы сжатия текста.
1
6
Языковые приёмы сжатия исходного текста:
исключение, упрощение, обобщение.
1
7
Применение способов сжатия
1
8
Содержательные способы сокращения текста.
1
9
Языковые способы сокращения текста.
1
10
Практическая работа по сжатию текста
1
11
Работа над изложением.
1
12
Подготовка к сжатому изложению
1
13
Р/р. Сжатое изложение
1
14
Анализ работ
1
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ. (12 ч.)
15
Текст. Типы текста. Повествование, описание,
рассуждение.
1
16
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.
1
17
Композиция сочинения-рассуждения. Тезис.
1
18
Аргументы. Способы введения примеров-аргументов.
1
19
Вывод в сочинении-рассуждении
1
20
Структура сочинения на лингвистическую тему
1
21
Р/р. Сочинение на лингвистическую тему
1
22
Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста.
1
23
Понимание смысла текста.
1
24
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
1
25
Роль знаков препинания на письме.
1
26
Виды грамматических и речевых ошибок. Способы их
устранения.
1
РАЗДЕЛ 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА И РЕЧИ (9 ч.)
27
Средства выразительности речи. Тропы.
1
28
Сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты.
1
29
Фразеологизмы.
1
30
Лексика. Синонимы.
1
31
Комплексный анализ текста
1
32
Р/р. Работа над сочинением на выбранную тему
1
33
Анализ письменных работ
1
34
Р/р. Публичное выступление
1
35
Р/р. Устный отзыв
1
№
урока
Тематическое планирование. 9 класс
Содержание (тема урока)
Количество часов
ЧАСТЬ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (8 ч.)
1
2
Текст как единица языка.
Тема, идея, проблема текста и способы их установления и
формулирования.
1
1
3
Композиция, логическая, грамматическая структура
текста.
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного
строения текста. Абзац.
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы
сокращения текста.
Приёмы сжатия текста: замена, обобщение, исключение
Р/р. Сжатое изложение.
1
4
5
6
7
1
1
1
1
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Анализ письменных работ.
ЧАСТЬ 2. РАБОТА С ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ (18 ч.)
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Виды сказуемых. Односоставные предложения.
Простое осложненное предложение. Обособленные члены
предложения. Пунктуация при обособленных членах
предложениях.
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.
Обращения.
Предложение. Односоставные и двусоставные
предложения. Сложное предложение.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Бессоюзные предложения.
Пунктуация в сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи.
Словосочетание.
Виды связи слов в словосочетании.
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на
З - С, иноязычные приставки.
Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок.
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий,
отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.
Смысловой анализ текста.
Средства речевой выразительности.
Анализ средств выразительности. Синтаксические
фигуры.
Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически
нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически
и эмоционально окрашенные слова.
Лексическое значение слова. Слово в контексте.
ЧАСТЬ 3. СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ (8 ч.)
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки
сочинения. Тема, идея, проблема текста.
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор
аргументов.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).
Композиция сочинения. Оформление вступления и
заключения сочинения.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую
тему. (Задание 9.1)
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с
анализом текста. (Задание 9.2)
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с
анализом текста. (Задание 9.3)
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся.
Классификация речевых и грамматических ошибок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
•Русский язык. 7 класс. В 2-х частях - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Русский язык. 8 класс - Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
Русский язык. 9 класс - Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык. 7 класс. Поурочные разработки к учебнику "Русский язык. 7 класс"
М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.
Русский язык. 8 класс. Методическое пособие к учебнику "Русский язык. 8 класс"
Бархударова С. Г., Крючкова С. Е., Максимова Л. Ю. и др.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
"Российская электронная школа" https://resh.edu.ru/
"Цифровой образовательный контент"
https://educont.ru/