Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Спортивные игры» в 1-4 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях, А.А. Зданевич, «Физическая культура» издательство «Просвещение», Москва – 2010 г, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Рабочая программа опирается на УМК: 1. В.И. Лях, А.А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (М.: Просвещение, 2010г) 2. В.И.Лях «Физическая культура. 1-4 класс»: учеб. для общеобразовательных учреждений. (М.: Просвещение 2009г) 3. В.И. Лях «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 класс: Пособие для учителей (М.: Просвещение) Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; Цель конкретизирована следующими задачами: активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга; формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств; создавать условия для проявления чувства коллективизма; развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции и так же эмоционально-чувственную сферу; воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни. Программа составлена с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества: уважать личность ребенка, его позицию; принять ребенка таким, каков он есть, в его своеобразии и индивидуальности; отмечать достоинства каждого ребенка; не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждения, не приказывать, а советовать: вести ребенка к самоанализу, к рефлексии; проявлять искренний интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут. Занятия проводятся в спортивном зале, на спортивной площадке, на свежем воздухе. Здоровье сберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю-68 часов в год. В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Основы игровой деятельности направлены на совершенствование, прежде всего естественных движений. Элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу), и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнёром, командой и соперником). Подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики. В программный материал входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения. Подвижные игры на материале легкой атлетики. Бег, прыжки, метание. Подвижные игры на материале лыжной подготовки. Ознакомление с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарём, обучение основным строевым приёмам с лыжами. Подвижные игры на материале спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол) Подвижные игры для формирования правильной осанки. Подвижные игры на свежем воздухе. Командные игры; типа веселых стартов, старты надежд, с преодолением полосы препятствий, «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Вперёд, мальчишки». Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различные рода деятельности. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с правилами игры, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Делать предварительный отбор подвижных игр. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план игры на основе (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время игры, в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. Способы проверки результатов зачеты по теоретическим основам знаний; мониторинг личностного развития воспитанников; социометрические исследования; диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей; тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков; участие в соревнованиях; Содержание программы Тема 1. Техника безопасности - 6 часов ТБ при занятиях подвижными играми. Тема 2. Беседы - 3 часа Беседа «Личная гигиена». Беседа «Закаливание организма». Беседа: «Твой организм». Тема 3. Игры - 59 часов «К своим флажкам», «Запрещенные движения». «У ребят порядок строгий», «Быстро по местам». «Фигуры», «Флюгер». «Совушка», «Воробьи попрыгунчики». «Кот идет», «Товарищ командир», «Не ошибись», «Беги и собирай». «Берегись, Буратино», «Жмурки». «Дети и медведь», «Гуси - лебеди». «Зима - лето», «Космонавты». «Пчелки», «красная шапочка». Веселые эстафеты с предметами. «Пустое место, «Кот идет». «Птица без гнезда», «Быстро по местам». «Ловишки», «Карлики и великаны». «Зайцы, сторож и жучка», веселые старты. «Колдунчики», Пчелки». «Через ручеек», «У ребят порядок строгий». «Стая», «Быстро по местам». «Летучие рыбки», «Жмурки». «Пчелы и медвежата», «Зима – лето». «Проведи», «Пчелки». «Светофор», «Гуси – лебеди». «Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». «Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». «Волк во рву», «Пустое место». «Воробушки», Берегись Буратино». «Зима - лето», «Космонавты». «Летает - не летает», «Статуя». «Кот идет», «Товарищ командир», «День и ночь», «Воробьи вороны». «Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». «Колдунчик», «Салки выручали». «Гуси и волк», «Салки выручали». «Проведи», «Пчелки». «Хитрая лиса», «Зима – лето». «Полоса препятствий». «День ночь», «Мы веселые ребята». «Пустое место». «Зима - лето», «Космонавты». Веселые эстафеты с мечами. «Пчелы и медвежата», «Зима – лето». Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». Игры на свежем воздухе. «Зима лето». Игры на свежем воздухе. «Попади снежком в цель». Веселые эстафеты на свежем воздухе. «Пустое место». «Класс смирно», «Веселые старты», «К своим флажкам», «Два мороза». «Гуси и волк», «Салки выручали». «Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». «День и ночь», «Воробьи вороны». «Воробушки», Берегись Буратино» Веселые старты с баскетбольными мячами. «Зайцы, сторож и жучка», веселые старты, Игры на свежем воздухе. «Зима лето». Игры с мячом и обручем. Игры со скакалками Календарно – тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема учебного занятия Формы организации деятельности Техника безопасности при занятиях Беседа. Игра подвижными играми. Разучивание игры «Стань правильно», «Карлики и великаны». Разучивание игры «К своим флажкам», Беседа. Игра «Запрещенные движения». Разучивание игры «У ребят порядок Беседа. Игра строгий», «Быстро по местам». Разучивание игры «Фигуры», «Флюгер». Беседа. Игра Разучивание игры «Совушка», «Воробьи - попрыгунчики». Беседа личная гигиена. «Летает - не летает», «Статуя». «Кот идет», «Товарищ командир» «Не ошибись», «Беги и собирай». «Берегись, Буратино», «Жмурки». Количество Дата часов 1 1 1 1 Беседа. Игра 1 Беседа. Игра 1 Игра, ОФП Игра, ОФП Игра 1 1 1 10. «Дети и медведь», «Гуси - лебеди». Игра 1 11. «Зима - лето», «Космонавты». Игра, ОФП 1 12. Беседа: «Твой организм». «Кот Беседа. Игра проснулся» 13. « Пчелки», «красная шапочка». игра 14. Веселые эстафеты с предметами. эстафеты Игра, ОФП 15. «Пустое место, «Кот идет». 1 16. «Птица без гнезда», «Быстро по игра местам». игра 17. «Ловишки», «Карлики и великаны». 1 18. ТБ при подвижных играх. «Пятнашки», Беседа. Игра «Зима- лето». 19. «Зайцы, сторож и жучка», веселые игра старты. Игра,офп 20. «Колдунчики», Пчелки». 1 21. «Через ручеек», «У ребят порядок игра строгий». Игра, офп 22. «Стая», «Быстро по местам». 1 1 1 1 1 1 1 1 23. «Летучие рыбки», «Жмурки». игра 1 24. «Пчелы и медвежата», «Зима – лето». игра 1 25. «Проведи», «Пчелки». игра 1 26. «Светофор», «Гуси – лебеди». Игра, офп 1 27. «Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». игра 1 28. «Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». игра 1 игра 1 29. «Волк во рву», «Пустое место». 30. Беседа. Закаливание организма. «Кошки Беседа, игра мышки». игра 31. «Воробушки», Берегись Буратино». 32. «Зима - лето», «Космонавты». игра 33. ТБ при подвижных играх. Беседа, игра «Через ручеек», «У ребят порядок строгий». игра 34. «Летает - не летает», «Статуя». 1 1 1 1 1 35. «Кот идет», «Товарищ командир» Игра, ОФП 1 36. «День и ночь», «Воробьи вороны». игра 1 37. Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». Игра, ОФП 1 38. «Колдунчики», «Салки выручали». игра 1 39. «Гуси и волк», «Салки выручали». игра 1 40. «Проведи», «Пчелки». Игра, ОФП 1 41. «Хитрая лиса», «Зима – лето». игра 1 42. Полоса препятствий. игра 1 43. «День ночь», «Мы веселые ребята». игра 1 44. «Волк во рву», «Пустое место». игра 1 45. «Зима - лето», «Космонавты». игра 1 46. Веселые эстафеты с мечами. эстафеты 47. Техника безопасности при занятиях Беседа, игра подвижными играми на свежем воздухе. Игры на свежем воздухе «Два мороза». игра 48. «Пчелы и медвежата», «Зима – лето». 1 1 49. Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». игра 1 50. Игры на свежем воздухе. «Зима лето». Игра, соревнования 1 51. ТБ при подвижных играх. «Салки выручали», «Волк во рву». 52. Игры на свежем воздухе. «Попади снежком в цель». 53. Веселые эстафеты на свежем воздухе. 54. «Волк во рву», «Пустое место». Беседа, игра 1 игра 1 эстафеты игра 1 1 55. «Класс смирно», «Веселые старты» игра 1 56. « К своим флажкам», «Два мороза». Игра, ОФП 1 57. «Гуси и волк», «Салки выручали». игра 1 58. «Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». игра 1 59. Техника безопасности при занятиях Беседа, игра подвижными играми. «Салки выручалки», «Волк во рву». 1 1 60. «День и ночь», «Воробьи вороны». Игра, ОФП 1 61. «Воробушки», Берегись Буратино». игра 1 62. Веселые старты с баскетбольными мячами. 63. «Зайцы, сторож и жучка», веселые старты, 64. Игры на свежем воздухе. «Зима лето». 65. Игры с мячом и обручем. 66. Игры со скакалками 67. Веселые эстафеты, соревнования между классами 68. Беседа «Где можно и где нельзя играть летом» эстафеты 1 игра 1 игра Игра, эстафеты Игра, эстафеты Эстафеты, соревнования Беседа, игра 1 1 1 1 1