Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1 Пояснительная записка Нормативная база. Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Юные краеведы», разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Федеральным законом от 24.17.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронное обучение, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, принятой 20.02.2019 года; Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р; Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162 - Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Уставом МАОУ ООШ №15, г. Сысерть; Правилами внутреннего распорядка МАОУ ООШ №15; Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования; Образовательной программой МАОУ ООШ №15, г Сысерть. Направленность (профиль) общеразвивающей программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Юные краеведы» является общеразвивающей программой туристско-краеведческой направленности. Актуальность. Краеведение и туризм обладают огромным воспитательным потенциалом. Они приучают детей переносить бытовые трудности, брать на себя ответственность; учат бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени и сил; формируют навыки труда по самообслуживанию; способствуют развитию самостоятельности обучающихся. Содержание программы направлено на патриотическое воспитание подростков, личностное, общекультурное развитие ребенка, что соответствует как нормативно правовым актам и государственным документам - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года и Стратегией развития воспитания в Свердловской области, так и потребностям детей и их родителей (законных представителей). Отличительной особенностью программы. Программа модифицирована на основе примерной программы "Юные туристы - краеведы" (Д.В. Смирнов, Ю.С. Константинов, А.Г. Маслов, 2014г., ЦДЮТиК МО РФ). Особенностью от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесены добавления геологического характера, раскрывающие специфику многообразия природных условий и богатейшей истории Уральского региона, Свердловской области и Сысертского округа. Новизной программы «Юные краеведы» является то, что в её содержании, усилен краеведческий аспект, дети знакомятся с историей своего края, особенностями территории проживания, творчеством уральских писателей, получают знания о местных полезных ископаемых. Адресат программы. Программа «Юные краеведы» предназначена для детей от 10 до 14 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Программа учитывает деятельную и эмоциональноповеденческую природу младшего школьника. Младший школьный возраст - это период, когда оформляется характер ребенка, происходит оформление его основных черт. Дети только что пришли в школу и идет процесс адаптации в новом коллективе. Одним из основных видов деятельности становится учение, которое требует от ребенка выдержки, организованности, самостоятельности и дисциплины. Этот период является очень сложным в жизни детей. Младшие школьники отличаются неустойчивостью внимания, быстрой сменой настроения и быстрой утомляемостью. Они с трудом могут сосредоточиться на каком-либо занятии в течении сравнительно короткого времени. Характерная особенность детей этого возрастного периода - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, программа предполагает такие виды деятельности как игры, экскурсии и прогулки по родному краю, выполнение простейших исследовательских и проектных работ. В программе также используются такие формы и виды организации образовательного процесса как рассказ, пояснения с примерами наглядного материала, встречи с интересными людьми, беседы, просмотр мультфильмов, сказок, видеосюжетов, туристские игры, викторины и соревнования. Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных детей, проявляющих интерес к изучению окружающего мира, истории и культуры родного края. При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей. Количество детей в группе 30 человек (делится на 2 подгруппы). Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 45 минут, перерыв между учебными занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю 2 часа. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 70 часов. Срок освоения общеразвивающей программы «Юные краеведы» - 1 год. Продолжительность обучения по программе - 35 недели, период обучения - с 1 сентября по 30 мая. В выходные и во время каникул, проводятся однодневные учебно-тренировочные походы. Особенности организации образовательного процесса. Уровень сложности общеразвивающей программы «Юные краеведы» «стартовый», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Перечень форм обучения. Очная форма, с возможным использованием дистанционных технологий. Используются как индивидуальная, так и групповая (индивидуально-групповая) формы обучения. Перечень видов занятий. Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия включают в себя беседы по технике безопасности, правилам поведения в общественных местах и природной среде, вводные тематические беседы. В обучении активно применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах. Для активизации деятельности и поддержания интереса воспитанников, занятия проводятся с игровыми моментами, в форме бесед с широким применением иллюстративного материала. Практические занятия проводятся как на местности, так и в помещении в зависимости от темы занятия, времени года. Практические занятия способствуют формированию умений и навыков воспитанников по поведению в общественных местах, экологическому поведению на природе. Они проводятся в виде занятий на местности, прогулок, экскурсий, походов выходного дня, аудиторных практических работ. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы. Для реализации программы проводятся текущий, тематический и итоговый виды контроля. Текущий контроль позволяет проверить степень усвоения материала, степень формирования практических навыков в ходе каждого занятия. Тематический контроль проводится в виде отчетов по результатам походов, экскурсий, экспедиций, исследовательских и коллективнотворческих работ. Итоговый контроль позволяет подвести итоги за весь год обучения. Способы определения результативности обучения - педагогическое наблюдение, опрос, собеседование, диагностика и тестирование. Используется диагностика в виде походов выходного дня, соревнований по туристским навыкам, выставок рисунков и поделок, открытые занятия и презентации. 2. Цели и задачи общеразвивающей программы. Цель: - развитие познавательного интереса и расширение кругозора школьников, формирование у них чувства патриотизма и основ здорового образа жизни в процессе занятия краеведением. Задачи: Обучающие: - расширить начальные знания детей о родном крае; - формировать основы туристских навыков и экологической грамотности. Развивающие: - способствовать расширению кругозора обучающихся; - развивать мотивацию к туристско-краеведческой деятельности; -способствовать развитию самостоятельности, ответственности за свои поступки; - развивать коммуникативные навыки. Воспитательные: - способствовать формированию любви к своему краю; -развивать личностные качества посредством вовлечения в исследовательскую деятельность; - воспитывать потребность в безопасном и здоровом образе жизни. Содержание общеразвивающей программы 2.2. Учебный план. Название темы № п/п 1. Азбука туризма 2. 3. 4. 2.3. № п/п 1. История края Экология края Геология края Количество часов Форма Всего теория практика аттестации/контроля 28 12 16 Участие в походах выходного дня. Выставка макетов 12 6 6 Презентация проектов 15 10 5 Тестирование 15 10 5 Презентация работ Итого 70 38 22 Учебный (тематический) план. Название темы Азбука туризма Техники безопасности на занятиях, экскурсиях и в походах. Опасности в походе. Походная аптечка. Аптека под 1.2. ногами. 1.3. Оказание первой помощи. 1.4. Туристское снаряжении для похода. Укладка рюкзака. 1.5. Костры, виды костров, костровое оборудование. Способы разведения костра. 1.6. Безопасное устройство бивуака. Охрана природы при организации привалов. 1.7. Палатки, их виды. Установка палаток. Компас и азимут. Ориентирование 1.8. по компасу. 1.9. Карта и простейшие топознаки. Ориентирование на местности. Питание в походе. Питьевой режим 1.10. в походе, на экскурсии. 1.11. Опасные явления погоды. Предсказание погоды по признакам. 1.12. Экстремальные ситуации в походе. Поведение в экстремальных ситуациях. 1.1. Количество часов Форма аттестации/контроля Всего теория практика 28 12 16 Участие в походах выходного дня. Выставка макетов 2 1 1 Беседа Тестирование 2 1 1 2 2 1 1 1 1 3 1 2 Соревнование 2 1 1 Выставка макетов 1 2 3 1 2 3 1 2 2 1 1 2 1 1 Опрос 2 1 1 Тестирование 3 Упражнение Наблюдение Наблюдение Соревнование Практическое упражнение Викторина 2. 2.1. История края Моя родина - Урал. Народы Урала. Основание заводов. Екатеринбург 2.2. столица области. 2.3. Каменная летопись Сысерти. Исторический центр. 2.4. Храмы и часовни Сысерти. 2.5. Улицы и площади города. Деревянные кружева. 2.6. Художественные промыслы Урала. Гончарный промысел и фарфор Сысерти. 2.7. Знаменитые люди Урала. Почетные граждане Сысерти. Трудовой подвиг Урала. Урал и 2.8. Сысерть в годы войны. 2.9. Свердловчане герои Великой Отечественной войны. Народные предания и легенды. 2.10. П.П.Бажов и сказы. Достопримечательности Урала. 2.11. Топонимика Урала. 2.12. Чем занимается родословие? Твоя родословная. Состав семьи. География семьи. 3. Экология края 3.1. Природные памятники Урала. Охраняемые территории. 3.2. Природа нашего края. Животные лесов Урала. 3.3. Подземные воды. Реки и озёра. 3.4. Растения Урала. 3.5. Ядовитые растения, грибы и ягоды. Съедобные растения, грибы и ягоды. 3.6. Погода, климат Сысертского края. Местные признаки погоды. 3.7. Подземные воды и пещеры Урала. 3.8. Заповедники и заказники. Охрана природы и животного мира. 4. Геология края 4.1. Как возникли Уральские горы? 4.2. Минералы, окружающие нас повсюду и их удивительные свойства. 4.3. Происхождение названий минералов и их практическое применение. 4.4. Минералы, впервые открытые на Урале и России. 12 1 6 6 0,5 0,5 Презентация проектов Беседа 0,5 0,5 Тестирование 0,5 0,5 Упражнение 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Наблюдение Соревнование 1 0,5 0,5 Выставка макетов 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Соревнование 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Практическое упражнение Викторина 1 0,5 0,5 Опрос 1 0,5 0,5 Тестирование 1 1 1 Тестирование Беседа 15 10 5 2 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 0,5 0,5 15 1 1 10 0,5 0,5 5 0,5 0,5 Презентация работ Выставка макетов Упражнение 1 0,5 0,5 Викторина 1 0,5 0,5 Наблюдение 2 1 Тестирование Упражнение Наблюдение Соревнование Наблюдение Викторина Опрос 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. Поделочные и драгоценные камни Урала. Всемирно известные ученые геологи. Сбор образцов минералов и руд. Золото и платина Урала. Кристаллы минералов. Выращивание кристаллов в домашних условиях. Игры. Экскурсия в музей. Сбор образцов минералов и руд. Итого Беседа 2 1 2 1 1 Наблюдение 2 2 1 1 1 1 Упражнение Наблюдение 3 0 3 Наблюдение 70 50 1 20 Содержание учебного плана Тема 1. Азбука туризма. Техники безопасности на занятиях, экскурсиях и в походах. Опасности в походе. Теория: правила техники безопасности при движении по улицам города, посещение парка. Туризм как средство познания своего края. Виды туризма. Характеристика каждого вида. Задачи и план работы объединения «Юный краевед». Законы, правила, нормы и традиции туризма. Опасности, обусловленные природой средней полосы: рельеф, реки, ураганы, грозы, метели. Ядовитые грибы, растения, насекомые, змеи, хищные звери. Опасности, связанные с действиями человека. Профилактика несчастных случаев - сбор информации о районе похода. Дисциплина в походах и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице. Практика: Экскурсия по городу, поход выходного дня. Походная аптечка. Аптека под ногами. Теория: Состав походной медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях. Практика: подобрать состав медицинской (групповой и личной) аптечки на поход выходного дня и многодневный поход; применение медицинских препаратов. Оказание первой помощи. Теория: Профилактика отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Мытьё рук и посуды. Первая помощь при пищевых отравлениях. Ожоги. Отморожения. Первые признаки отморожения. Как избежать ожогов и отморожений. Первая доврачебная помощь при ожогах и отморожениях. Тепловые и солнечные удары. Профилактика солнечных ударов. Профилактика ранений от острых орудий. Первая доврачебная помощь при порезах, ранениях острыми предметами. Порядок наложения жгута, ватно-марлевой повязки. Обработка ран. Признаки ушибов, растяжений, вывихов, переломов. Порядок наложения шин из подручных средств. Причины возникновения потертостей, мозолей, наминов, опрелостей. Требования к одежде и обуви. Выбор одежды и обуви для тренировок и походов. Оказание первой помощи при потертостях, мозолях, опрелостях. Способы транспортировки: на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоём на поперечных палках, переноска вдвоём на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок из веревок, на шесте и др. Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных способов транспортировки пострадавшего. Практика: оказание первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, отморожениях, тепловых и солнечных ударах; произвести обеззараживание воды. Обработка раны, наложение повязки, кровоостанавливающего жгута. Правильно наложить шину из подручных материалов. Оказать помощь при возникновении потертостей, мозолей, опрелостей; подбирать обувь и одежду для тренировок и походов. Изготовление транспортировочных средств и транспортировать пострадавшего. Туристское снаряжении для похода. Укладка рюкзака. Теория: Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для однодневных и многодневных походов, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки одежда и обувь для летних и зимних походов. Групповое снаряжение, требования к нему. Состав и назначение ремонтного набора; способы сушки снаряжения и ухода за ним в походе; меры безопасности при сушке снаряжения. Практика: составить перечень личного и группового снаряжения для похода с учетом погодных условий; укладывать рюкзак; подгонять снаряжение, ухаживать за ним. Составить перечень ремонтного набора и упаковать его для транспортировки; сушить снаряжение, обеспечив его сохранность и исключить его порчу. Костры, виды костров, костровое оборудование. Способы разведения костра. Теория: Различные типы костров и их назначение. Отбор места для костра. Выбор и заготовка дров. Правила разведения костра. Меры безопасности при заготовке дров и при обращении с огнём. Требования по уборке места для костра перед уходом группы. Костровые приспособления. Варочная посуда. Способы подвески котлов. Кухонные принадлежности. Походные топоры и пилы. Требования к топорам и пилам. Порядок их упаковки и транспортировки. Меры безопасности. Практика: выбрать место для костра; заготавливать дрова; разводить костёр в любых условиях погоды. Пользоваться костровыми приспособлениями, топором и пилой и упаковывать их для транспортировки без нарушения мер безопасности. Безопасное устройство бивуака. Охрана природы при организации привалов. Теория: Выбор места для ночлега (бивуака). Основные требования к месту бивуака. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток и костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы). Уборка места лагеря перед уходом группы. Меры безопасности при работе на бивуаке. Практика: выбрать место для бивуака, для забора воды и умывания. Палатки, их виды. Установка палаток. Теория: Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Установка палаток, размещение в них вещей. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Разборка и упаковка палаток. Практика: установить палатку и разместить в ней вещи. Компас и азимут. Ориентирование по компасу. Теория: Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Правила обращения с ними. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Понятие об азимуте. Определение азимута. Практика: обращаться с компасом; находить стороны горизонта, ориентировать карту по компасу. Практика: измерить и построить азимут. Карта и простейшие топознаки. Ориентирование на местности. Теория: Карты географические и их классификация. Понятие о топографической карте, её значение для народного хозяйства и обороны государства. Значение топокарт для туристов. Понятие о масштабе. Содержание топографической карты. Рельеф местности. Способы изображения рельефа на картах. Отметки высот, урезы вод. Гидрография. Растительность. Условные знаки, отображающие гидросеть и растительность. Практика: Работа с картами различного масштаба; определение расстояния по карте; копирование участков маршрута на кальку. Чтение топографической карты. Определение рельефа по карте, примерную крутизну склона, ямы, курганы. Питание в походе. Питьевой режим в походе, на экскурсии. Теория: Значение правильного питания в походе. Подбор, хранение продуктов. Два варианта организации питания в походе: перекус (на бутербродах) и с приготовлением горячих блюд. Набор продуктов для похода. Нормы продуктов на человека. Организация питания в 2-3хдневном походе. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим в походе, на экскурсии. Питьевая вода. Обеззараживание воды. Практика: составить меню и список продуктов; расфасовать и упаковать продукты; приготовить на костре каши и супы из концентратов. Опасные явления погоды. Предсказание погоды по признакам. Теория: Метеорологические наблюдения: наблюдения над облачностью, ветром, снегомерные наблюдения. Значение наблюдения за погодой. Правила поведения на природе и наблюдения за ней во время экскурсии. Приборы для наблюдения за природой. Предсказание погоды. Признаки изменения погоды. Определение устойчивости и перемены, приближающегося ненастья. Составление таблицы местных признаков погоды. Природоохранная деятельность туриста. Практика: определить период изменения погоды; выполнять требования по охране природы. Экстремальные ситуации в походе. Поведение в экстремальных ситуациях. Теория: Поведение в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи пострадавшим, предсказание погоды. Обеспечение нормальной жизнедеятельности человека, попавшего в лес. Практика: тренировочный поход. Действия в случае потери ориентировки. Тема 2. История края. Моя родина - Урал. Народы Урала. Теория: Что такое краеведение? Мой родной край - Урал. Расположение на карте. Человек пришел на Урал. Уральские горы. Зарождение жизни на Урале Освоение пространства. Народы Урала. Коренные жители Урала. Первые сведения о заселении. Национальный состав, численность и размещение населения. Административное деление. Города. Городское и сельское население. Происхождение географических названий. Типы человеческого жилища. Жилище и селение. Практика: Изготовление макета Уральских гор. Изготовление макетов разных типов человеческого жилища. Изготовление герба семьи. Изготовление макета крепости завода Сысерть. Основание заводов. Екатеринбург - столица области. Теория: Что такое город, завод. Причины создание городов- заводов на Урале. Без чего не может быть города. Екатеринбург - столица Урала. Урал в Отечественной войне 1812 г. Участники движения декабристов. Практика: Учебно-тематическое занятие в историческом центре Сысерти. Экскурсия в краеведческом музее. Викторина «Рождение Сысерти». Каменная летопись Сысерти. Исторический центр. Теория: Архитектура как вид искусства. Типы архитектурных сооружений. План города. Практика: Учебно-тематическая экскурсия. Составление и решение кроссвордов по истории города. Храмы и часовни Сысерти. Теория: Храмовая архитектура. Строение и особенности культовых сооружений. Главный Храм Сысерти Симеона и Анны. Строительство и строители храма. Кунщиков и его кирпичи. Материалы и стиль Храма. Храм- компас. Фрески и иконостас. Секретные подземелья. Колокола Храма. Разрушение Храма в 20 веке. Кинотеатр «Авангард». Прицерковное кладбище и известные надгробия. Часовни Сысерти. Практика: Учебно-тематическая экскурсия. Улицы и площади города. Деревянные кружева. Теория: План города. Улицы и площади Сысерти. Наличники на старых домах. Практика: Сообщения по теме «Памятники нашего города». Создание эскиза воображаемой улицы. «Улица моей мечты». Учебно-тематическая экскурсия. Художественные промыслы Урала. Гончарный промысел и фарфор Сысерти. Теория: Виды изобразительного искусства. Урал и Сысерть в произведениях живописцев. Жизнь и творчество Сысертских и Уральских художников. Невьянская икона. Скульптурные памятники города и люди с ними связанные. Декоративноприкладное искусство Урала. Камни Урала. Л Уральский подносный промысел. Уральский самовар. Глиняная посуда и игрушки. Производство фарфоровой посуды в Сысерти и Богдановиче. Сундучный промысел на Урале. Легенды о происхождении богатств. Камнерезное искусство Урала. Практика: Учебно-тематические экскурсии. Подготовка и проведении «Ярмарки народных промыслов Урала». Создание эскиза ювелирного украшения. Создание фигурок из пластилина. Знаменитые люди Урала. Почетные граждане Сысерти. Теория: Ермак - завоеватель Сибири. Ворота в Сибирь. Артемий Бабинов- дорога через Уральские горы. В.Н. Татищев и Г.В. Де Геннин на Урале. Роль в строительстве Сысертского завода. Династия Демидовых на Урале. Знаменитые демидовские крепостные. Отец и сын Черепановы. Ефим Артамонов- изобретатель велосипеда. Паровая машина Ползунова. Фотограф В.Л. Метенков. Изобретатель радио - А.С. Попов. Невьянский завод и легенды Невьянской башни. Турчаниновы на Урале и Сысерти. Г.К. Жуков на Урале. Первый президент - Б.Н. Ельцин. Почетные жители города Сысерть. Практика: Подготовка и представление сообщений по теме «История одного изобретения», «Современные знаменитые люди Урала и Сысерти». Творческие встречи. Тематические экскурсии. Трудовой подвиг Урала. Урал и Сысерть в годы войны. Теория: Страницы Великой Отечественной войны. Боевой подвиг советского народа. Решающие военные сражения. Брестская крепость. Сталинградская битва, блокада Ленинграда. Известные военные памятники и мемориалы. Урал - опорный край державы. Вклад жителей края и города в Победу. Трудовой подвиг Урала. Военные памятники нашего города. 9 мая - день народного подвига. Создание Уральского добровольческого танкового корпуса, его боевой путь. Сысерть в годы войны. Труженики тыла. Наши прадеды и прабабушки в годы Великой Отечественной войны. Практика: Создание и представление проекта своего военного памятника. Тематические экскурсии. Сообщение по теме «Вклад семьи в Победу». Создание виртуальной экскурсии по памятникам Великой Отечественной войны. Свердловчане герои Великой Отечественной войны. Теория: Золотые звезды героев-уральцев. Жизнь и подвиг разведчика Н.И. Кузнецова. Герои Советского Союза - наши земляки. Практика: Тематические экскурсии. Народные предания и легенды. П.П.Бажов и сказы. Теория: Жизнь и творчество писателя. Родина сказов Бажова. Сборник «Малахитовая шкатулка». Сказы Бажова о народных промыслах, посвященные уральским мастерам. Памятные места П.П. Бажова. Д.Н. Мамин - Сибиряк. Жизнь и творчество писателя. Крапивин и Рябинин на Урале. Практика: Сочинение сказа. Инсценировка литературного сказа Бажова. Тематические экскурсии в дом П.П. Бажова. Достопримечательности Урала. Топонимика Урала. Теория: Урал - мой край родной. Дорогам в Сибирь через горы. Верхотурье старейший город. Стоянки древнего человека на Урале. Шигирский идол. Высшие точки Уральского горного хребта. Граница Европы и Азии. Горы Среднего Урала. Чертово городище, Волчиха, Семь братьев. Названия на карте. Топонимика - наука о происхождении географических названий. Легенды о топонимах Урала. Практика: Создание макета Уральских гор. Топонимическая игра. Разработка топонимического путешествия. Подготовка и представление сообщения «Любимое место на Урале». Тематические экскурсии. Походы выходного дня. Итоговая играсоревнование «Мой Урал» Чем занимается родословие? Твоя родословная. Состав семьи. География семьи. Теория: Что такое родословная? Термины родства, степени родства. Происхождение русских фамилий. Уральские фамилии. Семейный архив и работа с ним. Семейный фотоальбом. Интернет и история рода. Как оформить родословие. Виды родословных таблиц. Родословный паспорт. Поколенная роспись. Условные знаки в генеалогии . Практика: Составление родословного древа. Тема 3. Экология края. Природные памятники Урала. Охраняемые территории. Теория: Природные памятники Урала. Охраняемые территории. Необходимость охраны природы. Наша помощь в охране природы. Природа нашего края. Животные лесов Урала. Начинающие следопыты. Растения Урала. Ядовитые растения, грибы и ягоды. Съедобные растения, грибы и ягоды. Деревья и кустарники Урала. Водные объекты нашего края. Реки, ручьи, родники Урала. Благоустройство источников. Подземные воды и пещеры Урала. Географическое положение Свердловской области. Рельеф. Полезные ископаемые. Погода и климат. Подземные воды. Реки и озёра. Почвы. Растительный и животный мир Свердловской области. Заповедники и заказники. Охрана природы и животного мира. Погода, климат Сысертского края. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения в природе. Растения и животные местности в разные времена года. Практика: Организация наблюдения за погодой, ведение дневника наблюдений. Экскурсии в парк, лес. Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы, различных пород деревьев, поиск и рисование отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.). Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц. Планирование маршрута с учетом посещения интересных мест; собрать краеведческие сведения о районе похода; составить летопись, хронику, очерк об исторических событиях. Экологическая акция по благоустройству природных источников питьевой воды и поддержание их санитарного состояния. Совместная деятельность с родителями, поиски и нанесение на карту родников. Тема 4. Геология края. Теория: Как возникли Уральские горы? Минералы, окружающие нас повсюду и их удивительные свойства. Происхождение названий минералов и их практическое применение. Минералы, впервые открытые на Урале и России. Поделочные и драгоценные камни Урала. Уральские месторождения и возникшие на них города и заводы. Всемирно известные ученые геологи. Сбор образцов минералов и руд. Золото и платина Урала. Минералы и горные породы. Кристаллы минералов. Выращивание кристаллов в домашних условиях. Практика: Геологические игры. Экскурсия в музей. Сбор образцов минералов и руд. Решение ребусов и загадок о минералах. Выращивание кристаллов в домашних условиях. 2.4. Планируемые результаты. В ходе освоения программы у обучающихся планируются следующие образовательные результаты: Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) интерес ребенка к познанию и творчеству; 3) овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире; 4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; 5) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; 6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать учебные действия; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование различных способов поиска, сбора информации; 6) готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 7) адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Предметные результаты: знать: 1) расширение знаний о родном крае; 2) правила поведения на экскурсии и в походе; 3) необходимые понятия в области краеведения и туризма; владеть: 4) специальной краеведческой терминологией; 5) умениями и навыками оказания первой доврачебной помощи; 6) туристскими навыками (разбивать бивуак, разводить костры), ориентирования на местности при помощи карты и компаса; вязать туристские узлы. Раздел 3. Организационно-педагогические условия. 3.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в 1 полугодии Недель во 2 полугодии Начало занятий Каникулы 9 Выходные дни 10 Окончание учебного года 33 66 4 136 15 19 15 сентября 30 октября- 5 ноября; 31 декабря - 9 января; 27 марта - 03 апреля. 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая. 31 мая 2023г. 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Организация образовательного процесса происходит в учебном кабинете ЦВР СГО г. Сысерть, ул. Орджоникидзе 22, в природной среде во время походов выходного дня. Учебный класс (25 м2), персональный компьютер, проектор, принтер- сканеркопир, интернет, школьная доска, рабочий столы, стулья, складское помещение (18 м2). Учебное оборудование: Наименование № п/п Кол-во единиц 1 Палатки туристские Комплект 2 Плавсредства с веслами Комплект 3 Спасательные жилеты Комплект 4 Каски защитные Комплект 5 Спальные мешки Комплект 6 Рюкзаки Комплект 7 Коврики полиуретановые Комплект 8 Радиостанции портативные 4 шт. 9 Тенты Комплект 10 Веревка основная (40 м) 2 шт. 11 Веревка основная (30 м) 1 шт. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Веревка вспомогательная (60 м) Репшнуры (длина 2-3 м, диаметр 6-8 мм) Система страховочная Карабин туристский Жумар Компас жидкостный для ориентирования Призмы для ориентирования на местности Секундомер электронный Аптечка медицинская в упаковке Ремонтная аптечка Пила двуручная в чехле Топор в чехле Таганок костровой Плитка газовая с запасными баллонами Тросик костровой Рукавицы костровые (брезентовые) Тент хозяйственный Клеенка кухонная Посуда для приготовления пищи Каны (котлы) туристские Ремонтный набор в упаковке Лопата саперная в чехле Фонарь Видеопроектор Экран демонстрационный Атласы и определители растений, зверей, птиц Карты топографические учебные Учебные плакаты по видам туризма Карты спортивные. Цифровые носители с учебными материалами 2 шт. Комплект Комплект Комплект Комплект Комплект Комплект 2 шт. Комплект Комплект 1 шт. 2 шт. 2 шт. 1 шт. 1 шт. Комплект 1 шт. 2 шт. Комплект 2 комплекта Комплект 1 шт. 2 шт. 1 шт. 1 шт. По 1 экз. Комплект Комплект Комплект Комплект Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования первой (высшей) квалификационной категории; имеющий высшее образование. Методические материалы. Реализация программы обеспечена следующими методическими материалами: 1. Дидактические игры; «Связка», «Memory». 2. Конструкты занятий по темам: опасности в походе, личное и общественное снаряжение, костровое хозяйство, типы и виды костров, питание в походе, первая медицинская помощь. 3. Методические рекомендации; 4. Планы-конспекты каждого занятия; Для организации образовательного процесса используется богатый методический материал, наработанный до 2021 года работы туристскокраеведческим объединением, постоянно пополняемая и обновляемая нормативноправовая база; библиотека методической литературы в печатном и электронном вариантах; папки методических материалов по темам ориентирование на местности, первая медицинская помощь, организация бивуака, костер и его виды, и т.д.; набор мультимедийных презентационных разработок и пособий по различным темам: водный туризм, методические сборники: Смирнова Л.Л. Дидактические материалы (электронное пособие) "Готовимся к турслету". Учебно-методический комплекс "Безопасный отдых и туризм", и литература по данному направлению; карты микрорайонов города Сысерть, окрестностей Екатеринбурга, карта Южного Урала, нормативные документы по спортивному ориентированию, спортивному туризму (правила соревнований, разрядные квалификационные требования); тестовые задания и упражнения по всем разделам программ; раздаточный материал. Информационное обеспечение 1. http://turcentrrfru/ Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения; 2. http://www.turist-club.ru/ Федерация спортивного туризма Свердловской области; 3. http://www.tssr.ru/ Федерация спортивного туризма России; 3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация проходит в конце первого полугодия в форме тестирования, итоговая - в конце учебного года в результате прохождения маршрута многодневного похода. Аттестацию проводит аттестационная комиссия, ее результаты оформляются в протоколы. Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля: вводный - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий и собеседования с ним; текущий - контрольные задания на местности, тестирование, учебные тренировки, выполнение учащимися краеведческих заданий; итоговый - участие в походах, конкурсах и викторинах. Подведение итогов реализации программы происходит во время похода выходного дня, организуемого по окончании учебного года, где на практике проверяются знания, умения и навыки каждого учащегося. 4. Список литературы Литература для педагога Нормативные Документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 7. Нормативные правовые акты Сысертского городского округа, Управления образования, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. 8. Устав образовательного учреждения; 9. Александрова Л. И. Технологии физкультурно-спортивной деятельности: спортивное ориентирование: учеб. Пособие. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. 10. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур России, 2006. 11. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М.: Физкультура и спорт, 2003. 12.Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М., ЦДЮТур России, 2007. 13.Болотов С.Б., Прохорова Е.А., «Спортивное ориентирование», (выпуск). М., ЦДЮТ и К МО РФ, 2002. 14.Волков В.Н. Восстановительные процессы в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 2007. 15.Воронов Ю.С., Николин М.В., Малахова Г.Ю. Методика обучения юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам: Учебное пособие.- Смоленск, 2008. 16.Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. — М.: Физкультура и спорт, 2001. 17.Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. - М.: Физкультура и спорт, 2008. 18. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика.- М.: Физкультура и спорт, 2005. 19. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат. 20. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.:ЦДЮТур, 2007. 21. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков - разрядников.- М.: Физкультура и спорт, 2004. 22. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - М., ФиС, 2008. 23. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. - М., ЦДЮТур России, 2007. 24. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М., ЦДЮТур России, 2006. 25. Огородников Б.И. С картой и компасом по ступням ГТО. - М.: Физкультура и спорт, 2009. 26. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию.- М.: Физкультура и спорт, 2000. 27. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование: Пособие для руководителей кружков внешкольных учреждений. - М.: Просвещение, 2009. 28. Фесенко Б.И. Книга молодого ориентировщика. - М.: ЦДЮТур, 2007. 29. Шибаев А.С. Переправа. - М., ЦДЮТур России, 2006. Литература, используемая для составления программы 1. Методические рекомендации Министерства образования СО по формированию и реализации муниципальных программ; 2. Методические рекомендации ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях Свердловской области. 2021 г. 3. Учебный план по дополнительному образованию Центра внешкольной работы; 4. План воспитательной работы на учебный год. 5. Иные локальные документы ЦВР Литература для обучающихся (родителей) 1. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей. - М.: Компания Спутник 2005. 2. Бочарова Н.И. В поход всей семьёй// Ребёнок в детском саду. - 2007. - №3. 3. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей. -2-е изд., М.: АРКТИ,2003. 4. Гаранин Н.И. Менеджмент туранимации в туркомплексах // Актуальные проблемы туризма”99. - М., 1999. 5. Киселева Т.Г. ,Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУК,2000г. 6. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность. - М.:, 2004. 7. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат. 8. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М... ЦДЮТур, 2008. 9. Куприн А.М. Занимательная картография. - М., Просвещение, 2005. 10. Курило Л.В. Теория и практика туристской анимации в 2 т: Т.1. Теоретические основы туристской анимации. - М.: Советский спорт, 2006. 11. Матюцкий С.П. Туристу о растениях. - М., Профиздат, 2011. 12.Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева Л.С. Фурмина.- 2-е изд., перераб. - М.: Чистые пруды.2007. 13. Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. - М., Профиздат, 2009. 14. Рунова М.А. Активный отдых - физкультурные праздники и досуги: ст. дош. возраст. // Дош. воспитание. - 2001.- №2. 15. Савичев А.А. 49 историй. Г. Екатеринбург, 2021 г. 16. Савичев А.А. Архитектурное достояние Сысерти Г. Екатеринбург, 2018г. 17. Трубачева Н.В. Курортная анимация. // Курортные ведомости. - 2005. 18. Фесенко Б.И. Книга молодого ориентировщика. - М.: ЦДЮТур, 2012. 19. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. - М., ФиС, 2004. 20. Энциклопедия туриста. - М.. 2002г. Приложение 1 Карта оценки результативности физической подготовки обучающихся после первого года обучения по программе «Юные краеведы». Цель: проверка физической подготовки. Ход проведения: проводится в виде сдачи нормативов. Проводится в конце года. Название программы, срок ее освоения: «Юные краеведы», 1 год. Фамилия, имя, отчество педагога: Горнов Андрей Анатольевич. Фамилия, имя учащегося: __________________________________ . Год обучения по программе: 1 год; Лист сдачи нормативов. Вид упражнения Отжимания Подтягивания Пресс 25 10 30 Норма раз мальчики девочки 15 3 20 Результат Приложение 2 Карта оценки результативности усвоения блока тем по «первой медицинской помощи» в рамках программы «Юные краеведы». Цель: проверка результативности освоения образовательной программы. Ход проведения: проводится в виде проведения зачета, который включает теоретическую и практическую часть. Проводится в конце блока тем как итоговая диагностика. Название программы, срок ее освоения: «Юныекраеведы», 1 год. Фамилия, имя, отчество педагога: Горнов Андрей Анатольевич. Фамилия, имя учащегося: __________________________________ . Год обучения по программе: 1 год; Лист оценивания. Для получения зачета обучающемуся необходимо продемонстрировать знания в теоретической и практической областях доврачебной помощи. Критерий оценки: Результат (+/-): - имеются теоретические знания о видах травм, термине и средствах аптечки, применяемых при данной травме; - владеет знаниями по практическому применению навыков (наложение давящей повязки, шины, компрессов и т.д.); - применяет практические навыки правильно, без ошибок; - называет основные требования к безопасности при оказании помощи; - приводит примеры, знает возможные ошибки, видит ошибки при применении практических навыков другими обучающимися; Оценка «зачет» ставится при наличии знаний по 4 из 5 пунктов таблицы. Приложение №3. Карта оценки образовательных результатов обучающегося, осваивающего дополнительную общеразвивающую образовательную программу ТЕМА: ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ (дневник пед наблюдения по темам) Название программы, срок ее освоения Юные краеведы Фамилия, имя, отчество педагога ГОРНОВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ Фамилия, имя учащегося__________________________________________ Г од обучения по программе I год освоения 1 Информация не освоена Опыт освоения теоретической информации (объём, прочность, глубина) 1.Топографическая карта; 2. Условные знаки; 3. Азимут; 4. Компас; 5. Ориентирование по местным признаками. Опыт практической деятельности Способы (степень освоения способов деятельности не деятельности: умения и навыки) освоены 1. Определение масштаба; 2. Движение по азимуту; 3. Измерение расстояния по карте; 4. Определение сторон горизонта по местным предметам. 5. Определение выхода в случае потери ориентировки. Опыт эмоционально-ценностных отношений (вклад в формирование Отсутствует личностных качеств учащегося) позитивный опыт эмоциональноценностных отношений (проявление элементов агрессии, защитных реакций, негативное, Средний Ниже среднего Параметры результативности реализации Характеристик а Оценка уровня Характеристика высокого программ низкого уровня результативности уровня результативности результативнос ти 2 =а 42 К к оаа 03 о с 3 Информация освоена полностью в соответствии с задачами программы Способы деятельности освоены полностью в соответствии с задачами программы Приобретён полноценный, разнообразный, адекватный содержанию программы опыт эмоциональноценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств учащегося Опыт творчества Опыт общения неадекватное поведение) Освоены элементы репродуктивно й, имитационной деятельности Общение отсутствовало (ребёнок закрыт для общения) Рефлексия Осознание ребёнком актуальных отсутствует достижений. Фиксированный успех и вера ребёнка в свои силы (позитивная «Я - Концепция») Мотивация и осознание перспективы Мотивация и осознание перспективы отсутствуют Приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности (оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата) Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагог- учащийся» и «учащийся- учащийся». Доминируют субъектсубъектные отношения Актуальные достижения ребёнком осознаны и сформулированы Стремление ребёнка к дальнейшему совершенствованию в данной области (у ребёнка активизированы познавательные интересы и потребности)