КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1. Пояснительная записка Незыблемых законов в игре нет, а есть творчество, есть прекрасный мир идей. Каленов А.В. Направленность программы. Программа «Шахматы» относится к общеразвивающим программам социально-педагогической направленности направленности. Актуальность программы. Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы- одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы- спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Сегодня шахматный спорт в Свердловской области переживает значительный подъем, более 15 тысяч жителей области занимаются им профессионально. В муниципальных спортивных школах открыто 20 отделений, в которых занимается около трех тысяч юных шахматистов. В Сысерти уже есть ребята не только с юношескими разрядами, а также со спортивными разрядами. Также в Свердловской области активно идет процесс внедрения в общеобразовательный процесс программ обучения шахматам. Такие программы уже действуют в некоторых школах области. Шахматы открывают для детей новые горизонты познания, создают положительную мотивацию обучения, активно формирует личность. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление школьника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Нормативно – правовая база программы: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09. г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Постановление Администрации Сысертского городского округа от 18.04.2019 №720 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в Сысертском городском округе; Приказ Государственного автономного нетипового образовательного учреждения Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году» (вместе с Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году); Устав Муниципального автономного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 15». Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 7 – 14 лет. К этому возрасту закладываются основные личностные характеристики. Психологами замечено, что дети седьмого года жизни могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения, в различных ситуациях восприятие представляет для них известные сложности, особенно если они должны одни одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков, поэтому в программе предусмотрены специальные задания – тренировки. На седьмом году жизни у ребенка продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д., поэтому материал программы предусматривает обучение детей применению адекватных мыслительных средств, таких, как: схематизированные представления, которые возникают в процессе игры в шахматы; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (шах, переходящий в мат и др.), представления о развитии шахматной партии и т.д. В этом возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Так, например, дети седьмого года жизни при группировании объектов могут учитывать два признака, поэтому в программе предусмотрены задания на сравнения шахматных фигур, различных вариантов начала и окончаниях шахматных партий, выбор самого непохожего объекта из группы шахматных фигур. У детей 7 лет продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Достижения этого возраста, характеризуются применением в шахматной игре обобщенного способа обследования образца партии или характеристик шахматных фигур. Восприятие детей этого возраста характеризуется анализом сложных форм объектов. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления) развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание. Хотя игровая деятельность постепенно начинает уступать ведущее место учебной, игра по-прежнему не теряет для детей своей привлекательности и занимает значительное место в режиме жизнедеятельности ребенка. Все эти особенности помогают выстраивать педагогическую тактику: от индивидуальных одноразовых игр к циклу коллективных игр и соревнований, к формированию команды. Дети 8-14 лет характеризуются возрастающим стремлением к общению, разбросом в выборе видов деятельности на основе широты интересов без стремления к глубине. В этом возрасте наблюдается рост развития воображения, относительное богатство жизненных впечатлений из-за содержательного общения с большим количеством взрослых. Это выражается в ощущении ценности собственной личности, содержательности суждений при активном восприятии мира. Наблюдаются также такие качества личности, как потеря непосредственности, доверчивость, неуравновешенность, неусидчивость, эгоцентричность. В связи с этим программа направлена на формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей, а также на создании ситуации успеха в шахматной игре и досуговой деятельности. Отличительные особенности. Для успешной игры в шахматы, а также для хорошей учебы в школе детям необходимо комплексное развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, логического мышления, воображения, а также мелкой моторики и координации рук. Именно поэтому данная программа является составительской. В ее основе содержательные моменты программы «Шахматы» А.В. Каленова Программа «Шахматы» А.В. Каленова рассчитана как на детей 6 – 14 лет, так на более старших детей, кроме того, эта программа является программой спортивной школы олимпийского резерва. В отличие от этих программ в основе построения курса данной программы лежит принцип разнообразия (по сложности и содержанию материала), формирующий творческий потенциал ребенка. В связи с тем, что в практическую часть программы органично включены мероприятия из общей для ЦДТТ досуговой программы, часы на досуговую деятельность отдельно в учебном плане не выделены. Занятия ведутся на основе углубления интереса ребят к шахматной игре, шахматной грамотности и творчеству, развития индивидуальных возможностей детей, воспитания у них способности к волевой регуляции поведения. В шахматном объединении учитывается, что одинаковые условия для шахматного образования детей не всегда согласуются с конкретными возможностями самих воспитанников. Некоторые юные шахматисты не умеют согласовывать свои стремления со своими возможностями. Поэтому одна из ведущих задач шахматного объединения заключается в том, чтобы неравенство способностей воспитанников не переживалось детьми как несчастье и не отбивало интереса к познанию. В программе отражены методы работы по расширению возможностей ребенка. Например, переключение внимания воспитанника с собственных успехов на интерес к шахматной игре и, после успешного завершения этого этапа, на интересы шахматного коллектива. Теория и практика шахматной игры выстраивается в соответствии с логикой двух образовательных уровней: второй и первой лиг, принятых в нашем шахматном объединении. Каждая лига объединяет юных шахматистов на основе их примерно одинаковой подготовленности. Начальный образовательный уровень воспитанников шахматного объединения второй лиги достигается в результате усвоения краткой шахматной истории, шахматной азбуки, шахматной тактики, шахматной психологии (состязание умов и характеров), шахматной этики (уважение к партнеру, к шахматным школам и направлениям), а также в результате систематического личного участия в соревнованиях и турнирах. Углубленный образовательный уровень достигается учащимися первой лиги шахматного объединения в результате усвоения системы взаимосвязанных основ комбинационной и позиционной игры, постигаемых методом сравнительного анализа шахматной игры различных шахматных школ и направлений. Объем программы. Программа «Шахматы» рассчитана на 3 года обучения: 1 год обучения – 1 час в неделю - 35 часов в год, 2-й год обучения- 1 час в неделю - 35 часов в год, третий год обучения – 1 час в неделю - 35 часов в год. Увеличивается количество часов на практику. Режим организации занятий. Проводятся занятия 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Занятия могут проводиться индивидуально, по подгруппам и всем составом объединения. С целью осуществления дифференцированного подхода вся группа детей делится на малые подгруппы. С учётом санитарных норм оптимальный состав группы 10 человек. При таком составе педагог может работать индивидуально с каждым ребенком. Количество часов на отдельную тему может меняться в зависимости от потребностей и интересов детей. При проведении занятий приветствуется участие социальных партнеров, родителей, представителей науки, практики. Формы обучения и виды занятий. Дети 7 - 8 лет очень любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Использование на занятиях сказочных сюжетов позволяет формировать базовые ценности. Психотехнические игры и упражнения, используемые как часть занятия, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, увеличивают способность детей к концентрации внимания к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества. Все это создает условия саморазвития ребенка и его успехов в игре в шахматы. Организация занятий дает детям возможность для самореализации. Ребенок постоянно оказывается перед выбором, поиском, самостоятельным принятием решения. Это касается и предмета деятельности (выбор стратегии и тактики игры), и способа получения информации (помощь педагога, схема, готовый образец, замысел. Занятия проводятся преимущественно в форме разыгрывания партий, предполагают использование фронтальных, индивидуальных и групповых форм. Применяемые в процессе занятий технологии: 1. игровые и неигровые методы имитационной технологии обучения; 2. технология проблемного обучения; 3. проектная технология в виде «кейс – метода». Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов: от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, объясненных педагогом, до творческого применения знаний на практике, подразумевающего, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладает репродуктивный метод. Он применяется при обучении детей: правилам игры; элементарной технике реализации перевеса. В дальнейшем основным методом становится продуктивный. Большое значение приобретают общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, и их конкретная реализация является объектом творчества учащегося. Занятия проводятся в виде конкурсов решения комбинаций, где за правильно решенную позицию воспитанники получают очки, которые затем суммируются; в конце занятия определяются победители. Занятия по программе требуют применения методов коррекции. Чаще всего это индивидуальная беседа с ребенком или разбор ситуации – пробы, также такие методы, как : игра в тренировочные партии, в которых тренер обращает внимание не на результат, а на время, затраченное на обдумывание хода; возможность сыграть в турнире с более слабыми соперниками (при этом результаты турнира не будут иметь для ребенка отрицательных последствий даже при большом числе поражений); выработка вместе с воспитанником соответствующий его возможностям ритма игры. Обозначается возможное время для отдыха во время партии (например, когда над ходом думает противник). 2. Цель и задачи программы Цель программы – развитие творческих способностей детей посредством игры в шахматы. Задачи на 1-й год обучения 1. развитие у детей интеллектуальных способностей, овладения детьми базовыми навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры; 2. развитие самостоятельности мышления, познавательных потребностей и жизненной активности. Задачи на 2-й год обучения 1. формирование у детей интереса к шахматам как виду спорта; 2. воспитание у младших школьников уважения к своему противнику, к окружающим; 3. развитие адекватной самооценки детей, умения оценивать собственные силы, замечать ошибки противника, не допускать подобных в своей игре. Задачи на 3-й год обучения 1. формирование у детей интереса к шахматам как виду спорта; 2. эмоционально – волевое развитие детей; 3. развитие адекватной самооценки детей, умения оценивать собственные силы, замечать ошибки противника, не допускать подобных в своей игре. Учебно – тематический план (ознакомительный уровень) 1 год обучения № Название темы Количество часов Теория Практика Всего 1 Вводное занятие Знакомство с шахматами 1 1 1 1 2 2 2 Шахматная доска 1 1 2 3 Расстановка фигур 1 1 2 4 Шахматная нотация 1 1 2 5 Основные шахматные фигуры 1 1 2 6 7 Шах королю Конь 1 1 1 1 2 2 8 Мат 1 1 2 9 10 11 12 13 Игра всеми фигурами Ценность фигур Начало партии Пат Рокировка 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 4 2 2 2 2 14 Различные виды матов 1 3 4 15 Итоговое занятие Шахматный праздник Итого - 1 1 15 20 35 Форма контроля Устный опрос Наблюдение, устный опрос Тестовые задания Задачи, соревнование Тестовые задания Устный опрос, графический диктант Задачи Наблюдение, устный опрос Контрольная работа Наблюдение Устный опрос Наблюдение Устный опрос Контрольное задание Шахматные задачи Соревнование Содержание курса (ознакомительный уровень) 1 год обучения Вводное занятие Теоретические сведения: Презентация программы. Знакомство с правилами безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Практические занятия: Игра – путешествие. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в ДТО. Тема 1: Знакомство с шахматами Теоретические сведения: История возникновения игры в шахматы. Знаменитые чемпионы. Шахматные фигуры, шахматная доска, шахматные часы. Практические занятия: Игра – театрализация «Знакомство с жителями шахматной страны». Тема 2: Шахматная доска Теоретические сведения: Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали. Практические занятия: Тактильное знакомство с доской. Счет клеток. Учебно – деловая игра «Направления на шахматной доске». Диагностическое исследование «Шахматный квадрат». Тема 3: Расстановка фигур Теоретические сведения: Латинские буквы на шахматной доске. Цифры на шахматной доске. Предназначение цифр и букв на шахматной доске. Практические занятия: Учебно – деловая игра «Где живут фигуры?» Обучающая игра «Найди пешку». Тема 4: Шахматная нотация Теоретические сведения: Обозначение фигур на письме. Запись партии. Шахматное правило: белые всегда ходят первыми. Практические занятия: Обучающая игра «Напиши меня». Игра – тренинг «Найди ошибку». Игра – тренинг «Белые начинают…». Тест-тренинг «Шахматная азбука» Тема 5: Основные шахматные фигуры Теоретические сведения: Пешка – самая стратегически важная фигура. Правило: пешки ходят только вперед. Уникальность и необычность пешки. Как бьет пешка. Король – самая главная фигура, которую нельзя бить. Понятия: шах и мат. Правило: король с королем не встречаются. Король и его свита. Ладья – прямолинейная бесхитростная фигура. Где место ладьи на шахматной доске, как она ходит. Преимущества ладьи над другими фигурами. Слон – одна из шахматных фигур. Происхождение названия фигуры. Где место слона на шахматной доске, как он ходит. Преимущества слона над другими фигурами. Белопольные и чернопольные слоны. Ферзь – могучая шахматная фигура. Происхождение термина. Где место ферзя на шахматной доске, как он ходит. Преимущества ферзя над другими фигурами. Практические занятия: Тренинг «Учимся ходить пешками». Игра пешками. Игра пешками и королем, где цель – довести пешку до последней горизонтали. Игра «Волшебный мешочек». Игра – викторина «Шахматная шкатулка». Игре пешками, королем и ладьей. Игра королем, ладьей, пешками, слоном. Игра «Угадайка». Тема 6: Шах королю Теоретические сведения: Что такое шах королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Защита от шаха. Практические занятия: Дидактические задания «Шах или не шах?», «Дай шах», «Пять шахов». Игра-сравнение «Большая и маленькая». Тема 7: Конь Теоретические сведения: Происхождение термина. Где место коня в начальном положении на шахматной доске, как он ходит. Преимущества коня над другими фигурами. Ход коня. Взятие конем. Конь – легкая фигура. Практические занятия: Графический диктант. Тема 8: Мат Теоретические сведения: Понятие шахматной игры «Мат». Отличие шаха от мата. Практические занятия: Дидактическое задание «Мат или не мат». Решение задач на постановку мата в один ход. Диагностика «Мат Королю». Тема 9: Игра всеми фигурами Теоретические сведения: Особенности игры всеми фигурами. Шахматная партия. Практические занятия: Игра по парам всеми фигурами из начального положения. Тема 10: Ценность фигур Теоретические сведения: Ценность фигур. Самая малая ценность и самая большая возможность. Практические занятия: Игра по парам всеми фигурами из начальной позиции с учетом их ценности. Дидактическая игра «Сколько стоит». Тема 11: Начало партии Теоретические сведения: Общие рекомендации по разыгрыванию дебюта. Практические занятия: Игра по парам всеми фигурами из начальной позиции. Игра на уничтожение фигур. Игра «Мои друзья». Тема 12: Пат Теоретические сведения: Отличия пата от шаха и мата. Ничья. Ничья при значительном преимуществе. Задачи при пате. Практические занятия: Игра по парам всеми фигурами из начальной позиции. Игра «Мой мир». Тема 13: Рокировка Теоретические сведения: Понятие «Рокировка». Ценность и важность рокировки. Четыре правила рокировки. Практические занятия: Игра по парам всеми фигурами с рокировкой. Игра «Куда прячется король?». Инструктаж по правилам поведения на улице и соблюдении Правил дорожного движения. Встреча с представителями районного шахматного клуба. Тема 14: Различные виды матов Теоретические сведения: Повторение линий. Понятие линейного мата. Матование двумя ладьями. Принцип параллельности. Постановка мата ферзем. Значение короля. Защита ферзя. Практические занятия: Игра всеми фигурами. Упражнение «Воображаемая фигура». Решение задач на постановку мата ферзем. Тема 15: Итоговое занятие. Шахматный праздник Практические занятия: Соревнование и награждение отличившихся учащихся. Учебно – тематический план (базовый уровень) 2 год обучения № Название темы Количество часов Теория Практика Всего 1 Вводное занятие Различные виды матов 1 1 1 3 2 4 2 Запись партии 1 3 4 3 Дебютные ошибки 1 3 4 4 Основные тактические приемы Дебют 1 3 4 1 3 4 Учебные партии Шахматный турнир Разбор партий в шахматных турнирах Шахматные комбинации Итоговое занятие Шахматный праздник Итого 1 - 1 2 4 2 2 4 1 3 4 - 1 1 8 27 35 5 6 7 8 9 10 Форма контроля Устный опрос Наблюдение, задачи Наблюдение, тестовые задания Тестовые задания Наблюдение Наблюдение, устный опрос, контрольное задание Наблюдение Соревнование Устный опрос Контрольное задание Соревнование Содержание курса (базовый уровень) 2 год обучения Вводное занятие Теоретические сведения: Знакомство с программой 2 года обучения. Правила техники безопасности в кабинете, здании, на улице. Правила поведения в чрезвычайной ситуации. Практические занятия: Вспоминаем фигуры. Вспоминаем правила. Играем. Тема 1: Различные виды матов Теоретические сведения: Постановка мата ладьей. Защита ладьи. Повторение различных видов мата, его значение. Практические занятия: Игра всеми фигурами. Решение задач на постановку мата двумя ладьями. Решение задач на постановку мата ладьей. Решение задач на постановку мата разными фигурами. Тема 2: Запись партии Теоретические сведения: Понятие «запись шахматной партии». Ее особенности. Обозначение. Значение. Разбор партий. Практические занятия: Разыгрывание партии с записями. Тема 3: Дебютные ошибки Теоретические сведения: Повторение понятия «дебют». Возможные ошибки при разыгрывании дебюта. Значение концентрации внимания на качество игры в шахматы. Практические занятия: Игра всеми фигурами. Диагностика «Игра всеми фигурами». Тема 4: Основные тактические приемы Теоретические сведения: Вилка. Происхождение термина. Нападение на две фигуры – один из приемов игры в шахматы. Преимущества вилки, защита от вилки, потери. Вскрытый шах. Алгоритм разбора партии со вскрытым шахом. Открытое нападение. Показательный разбор партии с открытым нападением. Связка. Защита. Другие возможности защиты. Показ тактических приемов в партии. Учебные партии. Важность их рассмотрения. Практические занятия: Игра всеми фигурами. Соревнование с фишками. Сказка – театрализация «Открытое нападение». Игра «Ассоциации». Отработка приема «Связка». Разбор ситуаций. Игра всеми фигурами с учетом тактических приемов. Анализ партий. Тема 5: Дебют Теоретические сведения: Дебюты. Азы дебюта. Важность дебюта. Рассмотрение дебюта. Великие шахматисты. Практические занятия: Разыгрывание дебюта. Анализ собственных шахматных партий. Зачёт «Детский мат». Тема 6: Учебные партии Теоретические сведения: Рассмотрение учебных партий – важный элемент игры в шахматы. Важность рассмотрения партий. Практические занятия: Игра всеми фигурами. Игра с мячом. Тема 7: Шахматный турнир Практические занятия: Подготовка и проведение шахматного турнира. Тема 8: Разбор партий в шахматных турнирах Практические занятия: Практический разбор шахматных партий, которые играли в турнире. Игра с учетом «ошибок», допущенных в партиях. Тема 9: Шахматные комбинации Теоретические сведения: Комбинации на уничтожение защиты. Комбинации на отвлечение. Комбинации на завлечение. Комбинации на перекрытие. Практические занятия: Игра с учетом различных комбинаций. Подготовка к шахматному празднику. Тема 10: Итоговое занятие Шахматный праздник Практические занятия: Проведение театрализованного представления для детей и родителей «Шахматный праздник». Выставка рисунков «Мы и шахматы». Учебно – тематический план (продвинутый уровень) 3 год обучения № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Название темы Количество часов Теория Практика Всего Вводное занятие Шахматная нотация 1 - 1 1 1 Учебные партии Взятие на проходе Правила игры в турнирах Матование при помощи двойного шаха Мат по 8 (1 –й) горизонтали Операции с пешками Защита Алехина Шахматный турнир Как играть эндшпиль Пешечные окончания Ферзь против пешки Активный король в эндшпиле Ладейные окончания Шахматный турнир Окончания с лёгкими фигурами и пешками Связка Двойная связка Комбинация, основанная на взаимодействии фигур Хорошие и плохие фигуры Участие в турнирах на первенство района и области Итого 1 1 1 1 - 1 2 1 Форма контроля Устный опрос Тестовые задания Наблюдение Устный опрос Устный опрос 1 1 2 Наблюдение 1 1 2 Наблюдение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 2 Устный опрос Наблюдение Соревнование Наблюдение Устный опрос Наблюдение Устный опрос 1 - 1 1 1 2 1 1 Наблюдение Соревнование Наблюдение 1 1 1 1 1 1 2 2 2 Устный опрос Наблюдение Устный опрос 1 - 1 наблюдение - 1 1 наблюдение 17 18 35 Содержание курса (продвинутый уровень) 3 год обучения Вводное занятие Теоретические сведения: Знакомство с программой 3 года обучения. Правила техники безопасности в кабинете, здании, на улице. Правила поведения в чрезвычайной ситуации. Практические занятия: Участвуем в турнирах. Тема 1: Шахматная нотация Теоретические сведения: Обозначение фигур на письме. Запись партии. Практические занятия: Участия в турнирах с записью партий. Тема 2: Учебные партии Теоретические сведения: Рассмотрение учебных партий – важный элемент игры в шахматы. Важность рассмотрения партий. Практические занятия: Игра всеми фигурами. Тема 3: Взятие на проходе Теоретические сведения: Шахматный прием «Взятие на проходе». Его особенности. Влияние концентрации внимания и выдержки на исход партии. Практические занятия: Игра всеми фигурами. Тема 4: Правила игры в турнирах Теоретические сведения: История возникновения правил игры в шахматы. Правила игры и поведения в турнире. Необходимость соблюдения правил. Практические занятия: Игра всеми фигурами с учетом правил в турнирах. Разбор ситуаций. Тема 5: Матование при помощи двойного шаха Теоретические сведения: Разбор педагогом и одним из обучающихся партии с двойным шахом (лекция вдвоем). Практические занятия: Игра всеми фигурами с применением теоретических знаний. Игра «Кто последний?». Тема 6: Мат по 8 (1 –й) горизонтали Теоретические сведения: Разбор педагогом и одним из обучающихся партии с двойным шахом (лекция вдвоем). Практические занятия: Игра всеми фигурами с применением теоретических знаний. Конкурс сочинений «Моя любимая шахматная фигура», «Как в жизни мне помогают шахматы». Тема 7: Операции с пешками Теоретические сведения: Превращения пешек в различные фигуры. Выбор фигуры с учетом необходимости в определенной партии. Пешечные окончания. Эндшпиль. Рассмотрение партий с пешечными окончаниями. Понятие лишней пешки. Важность лишней пешки. Возможности пешки решить исход партии. Защищенная проходная пешка. Отдаленная проходная пешка. Практические занятия: Игра всеми фигурами. Разыгрывание пешечных окончаний. Анализ и самоанализ партий обучающимися. Тема 8: Изучение защиты Алехина Теоретические сведения: Варианты защиты. Практические занятия: Применения защиты Алехина в шахматных соревнованиях. Тема 9: Разбор партий в шахматных турнирах Практические занятия: Практический разбор шахматных партий, которые играли в турнире. Игра с учетом «ошибок», допущенных в партиях. Тема 10: Как играть эндшпиль Теоретические сведения: Происхождение термина. Ключевые позиции и идеи. Практические занятия: Решение задач. Тема 11: Пешечные окончания Теоретические сведения: Правило квадрата. Проходные пешки. Пешка идёт на два поля. Образование проходной в окончании с лишней пешкой. Практические занятия: Дидактическое исследование. Тема 12: Ферзь против пешки Теоретические сведения: Ферзь блокирует пешку. Пешка слоновая. Пешка ладейная. Практические занятия: Игра по парам всеми фигурами из начальной позиции с учетом их ценности. Тема 13: Активный король в эндшпиле Теоретические сведения: Ценность фигур. Практические занятия: Игра по парам в эндшпиле. Тема 14: Ладейные окончания Теоретические сведения: Позиция Филидора. «Постройка моста» Правило «Тарраша». Ладья на предпоследней линии. Практические занятия: Построение позиций. Игра в парах. Тема 15: Шахматный турнир Практические занятия: Подготовка и проведение шахматного турнира. Тренировочные партии. Тема 16: Окончания с лёгкими фигурами и пешками Теоретические сведения: Пешки слабые и сильные. Практические занятия: Разбор позиций. Конкурс решения тематических задач. Сеансы одновременной игры. Тема 17: Связка Теоретические сведения: Абсолютная (1позиция). Относительная (3 позиции). Практические занятия: Разбор позиций. Тема 18: Двойная связка Теоретические сведения: Как освободиться от связки (2 позиции). Может ли связанная фигура приносить пользу, если нельзя развязаться? Практические занятия: Разбор позиций. Тема 19: Комбинация, основанная на взаимодействии фигур Теоретические сведения: Взаимодействие слона и коня. Взаимодействие ладьи и слона. Взаимодействие коня и ладьи. Взаимодействие двух слонов. Взаимодействие двух ладей. Взаимодействие ферзя и слона. Взаимодействие ферзя и коня. Практические занятия: Позиции для решения. Задачи: мат в три хода с помощью комбинации. Тема 20: Хорошие и плохие фигуры Теоретические сведения: Ладья (10 позиций). Слон (6позиций). Ферзь (4 позиции). Конь (10 позиций). Король (4 позиции). Практические занятия: Разбор позиций. Конкурс решения тематических комбинаций. Тема 21: Участие в турнирах на первенство района и области Практическое занятие: Участие обучающихся в шахматных турнирах (командные и личные) 4.Ожидаемые результаты реализации программы: Поскольку шахматы по своей природе являются игрой с конечным и совершенно определённым результатом (выигрыш, проигрыш, ничья), основным критерием результативности освоения материала является успешная игра. Для проверки усвояемости материала также могут применяться тесты. Для диагностики личностных достижений обучающихся может быть использован набор диагностик в соответствии с принятой «Системой оценивания достижений обучающихся». Личностные результаты: 1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; 2) уважительное отношение к иному мнению, 3) наличие личностного смысла учения; 4) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 5) доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; 6) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 7) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты: 1) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) умение понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; 7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение базовыми понятиями. Обучающиеся должны знать шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр и другие; названия шахматных фигур: пешка, король, слон, ладья, ферзь, конь ходы, в т.ч. шах и рокировку; нападение и взятие; взятие на проходе; названия и порядок следования 8 букв латинского алфавита; цель игры : мат, пат, ничья; приемы и способы матования одинокого короля; правила записи партии; правила поведения и поведения на турнирах. Должны уметь: правильно называть фигуры, поля и линии на доске; правильно размещать доску и расставлять фигуры на ней; играть фигурами без нарушения правил; рокировать, ставить шах и мат в один ход; решать простейшие задачи; разыгрывать комбинации в 5 ходов; записывать партию до 10 хода; играть в турнире. продуктивно общаться со взрослыми и сверстниками КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение 1. учебный кабинет; 2. демонстрационная шахматная доска с набором фигур; 3. компьютер; 4. медиа проектор 2. Формы аттестации Формы, методы контроля результативности обучения: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдения педагога, решение этюдов, результативность участия в турнирах. Способы фиксации учебных результатов программы: - диплом; - грамота; - протокол соревнований. Виды контроля: - Предварительный контроль (проверка остаточных знаний учащихся на начало учебного года. Проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального и группового опроса по всем видам учебной деятельности, выполнение упражнений, решение комбинаций и этюдов). - Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде выполнения упражнений, решения этюдов). - Тематический контроль (проводится по мере освоения каждой учебной темы. Включает фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и групповом опросе). - Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков в конце учебного года. Участие в турнире, соревнованиях). Работа учащихся, оценивается по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни). 1. Высокий уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой деятельности приобретенных знаний, умений и навыков, высокий уровень сформированности УУД. 2. Средний уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания умения и навыки. 3. Низкий уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные знания умения и навыки. Способы определения результативности программы 1-го года обучения «Лишь осознав свои ошибки и недостатки — можно сделаться большим мастером», писал четвёртый чемпион мира по шахматам А. Алехин. У юного шахматиста есть «минусы» в качестве овладения шахматным материалом, и педагог, как врач, прежде чем их устранить, должен провести диагностирование, в результате у подопечных начинает активизироваться творческий пульс. Диагностику можно провести в начале обучения («Шахматный квадрат»), в промежутках («Шахматная азбука», «Графический диктант», «Мат королю», «Игра всеми фигурами», «Детский мат» и др.) и в конце учебного года («На выходе») в виде естественно-педагогического наблюдения, тестирования, использовании целевого мониторинга и др. I. Диагностика «на входе» проводится с детьми 1-го года обучения в начале сентября, называется «Шахматный квадрат» (см. приложение 1). В ней дети отвечают на серию вопросов и выполняют не сложные задания. Проверяется предметный уровень и, уровень развития психических качеств на начало учебного года. Вводится следующая градация оценки: Базовый уровень – 1.1 – 1,5 баллов; средний – до 2-х; выше среднего – до 2,5; высокий – до 3-х баллов или, как в школе, по 5-ти бальной системе. По результатам диагностики «на входе» можно судить об уровне сформированности интеллектуальных способностей и психических качеств каждого учащегося на начало учебного года. II. Применительно к детям 1-го года обучения на начальном этапе усвоения шахматного материала, можно рекомендовать проведение теста-тренинга «Шахматная азбука» для изучения восприятия.(Приложение 2). III. На следующем этапе подготовки начинающих шахматистов, проверка – выполнить зачётную работу под названием «Графический диктант» (См. приложение 3). IV. Следующая промежуточная диагностика направлена на выяснение уровня освоения учащимися предметных знаний по темам шахматного курса: «Мат одинокому королю» (тяжёлыми фигурами, двумя слонами, в центре доски) и задач на «Мат в 1 ход» (линейный, спёртый, фигурой, пешкой, превращением пешки в фигуру). Зачёт: «Мат королю» (Методику проведения см.приложение 4). Зачёт, как и все предыдущие диагностики, содержит в себе разноуровневые задания. Здесь, алгоритмы – «Мат двумя слонами» и «Мат слоном и конём» – имеют повышенный коэффициент сложности, поскольку, в шахматных партиях тот и другой встречаются редко, упор на их запоминание всеми учащимися я не делаю, а кто справляется с этими заданиями, получает дополнительные баллы. V. Следующая промежуточная диагностика направлена на выяснение уровня освоения учащимися предметных знаний по темам шахматного курса: «Игра всеми фигурами». Это важный раздел, включающий в себя цикл тем: «Цель игры»; «Этика и правила игры»; «Длинная и короткая рокировка и её правила»; «Начальные сведения о дебюте». Данная диагностика осуществляется экспресс-опросом. (Подробно см. приложение 5). VI. Следующая промежуточная диагностика «Зачёт» является текущей оценочной деятельностью, которая свидетельствует об освоении учащимися опорной системы знаний по темам шахматного курса: «Неправильные начала», «Детский мат», «Мат Легаля», «Дебют и 16 его правил». Данный зачёт, как перекидной мостик к овладению следующей ступенькой шахматного мастерства. При правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона заданных задач, построенных на опорном учебном материале, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный успех ребёнка, как исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачёт»). Зачёт «Детский мат» (Методика отображена в приложении 6). VII. Практические занятия подразумевают не только игру парами, но и обязательно спортивную деятельность. Выразить рост игровой компетенции детей первого года обучения можно через план целевого мониторинга шахматных турниров, который предусматривает «стройную систему постепенного приобретения и накопления практических знаний по организации шахматных соревнований, по правилам поведения во время партии, по спортивной дисциплине и по шахматной этике. VIII. Итоговая диагностика«На выходе» содержит задания из серий диагностик и направлена на выяснение сформированности предметных умений и универсальных учебных действий к концу учебного года (Приложение 7). Материалы портфолио в совокупности демонстрируют успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Оценка портфолио также ведётся на критериальной основе. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», с фиксированием опорного уровня и его превышения, что «позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития». Диагностические данные (тесты, экспресс-опросы, соревнования, зачёты, наблюдение и анализ сыгранных партий и т.д.), портфолио (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) – определяют предметные результаты и результаты сформированности УУД у обучающихся 1 группы. Кроме того, по уровням творческой и интеллектуальной одарённости, – нестандартное мышление, скорость мышления, способность высказать оригинальное решение, богатое воображение, способность рисковать, ярко выраженный интерес к занятиям, высокая увлеченность шахматами, повышенная познавательная и спортивная потребность, высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверх трудные цели, стремление к совершенству, – выявляется группа обычно из 3-5 способных учеников с ярко выраженными творческими способностями в области шахмат, которым настоятельно рекомендуется продолжить обучение в ДТО «Шахматы» по программе «Шахматы» (Второй год). 3. Оценочные материалы Тема Знакомство с шахматами Шахматная доска и фигуры Шахматная нотация Мат в 1 ход Мат королю Игра всеми фигурами Дебюты Итоговые знания Форма оценочных материалов Диагностическое исследование «Шахматный квадрат» шахматные Тест-тренинг «Шахматная азбука» «Графический диктант» Решение задач Зачет Устный опрос Зачет Диагностическое исследование 4. Методическое обеспечение 1. Шахматные наборы 2. Шахматные часы 3. Видеозаписи шахматных матчей 4. Партии ведущих шахматистов мира (методическое пособие) 5. Плакаты Исходя из исследований, для преподавания шахмат могут сформулированы следующие дидактико-методические принципы: единство обучения шахматам и обучения; систематичности; доступности; наглядности; прочного усвоения знаний, способностей и умения. быть Принцип единства обучения шахматам и воспитания. Образование и воспитание диалектически связаны между собой. Под получением образования понимают передачу и усвоение полного объема учебного материала, умения и способности его применения. Воспитание личности - это сложный и многообразный процесс, зависящий от интеллектуальных, эмоциональных и волевых влияний. Формами воспитательного воздействия являются: целенаправленное создание определенной ситуации (например, участие в дискуссиях, выступления командных соревнованиях, принятие на себя обязательств общественного характера); возложение на молодых спортсменов конкретных ответственных задач, передачи им небольших педагогических функций в процессе обучения или тренировки. Принцип систематичности. В основу этого принципа входит содержание учебного материала и способ его преподавания. Первое правило - в зависимости от возраста детей учитывается психологическая настройка и цель занятия, теоретическая подготовка, практические упражнения, тематические тренировочные партии, повторение пройденного материала, проверка домашних заданий. Второе правило - материал должен излагаться педагогом последовательно, в определенном логическом порядке, на известном педагогическом принципе«от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому». Третье правило - вновь изучаемый материал следует разложить на составные части, которые располагаются по определенной системе с иллюстрацией на конкретном примере. Четвертое правило - каждое занятие должно иметь хотя бы один ключевой момент, который помогает успешно разобраться в данной тематике (в основах теории дебютов, принципов эндшпиля, стратегии миттельшпиля и т.п.). Принцип доступности. В основу этого принципа входит учет индивидуальных, возрастных, физиологических и иных особенностей учащихся. Активизация творческих сил и дидактической помощи. Различия в скорости или темпе обучения. Индивидуальный подход. Умение обнаружить врожденные способности учащегося и оказать содействие их совершенствованию. Принцип наглядности. У большинства людей из всех видов памяти, самой эффективной является зрительная, поскольку известно, что человек в среднем на 85 % познает мир с помощью глаз. «Наглядность - абсолютный фундамент всякого познания» (И.Песталоцци). Список литературы 1. Благодарный А.В. Уроки шахмат в 1 классе. //Воспитание и обучение. №2, 2001// 2. Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы 1942-1956 гг. – М.: ФиС, 1985. 3. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974. 4. гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. Книга для воспитателя детского сада. М.; Просвещение, 1991. 5. Давлетов Д. Шахматы в начальной школе. //Народное образование №8, 2000// 6. Дроздов М, Калёнов А., Черныш М. Таинственный Карлсбад. – М.: СК Гардэ,2000. 7. Дроздов М., Калёнов А. Ласкеровские компенсации. – М.: CК Гардэ,2000. 8. Калёнов А. В. Фронтальная фигурная атака на короткую рокировку. – М.: СК Гардэ, 2001. 9. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. – Минск: МП Бесядзь, 1997. 10.Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. – М.: ФиС, 1982. 11.Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М., 1980. 12.Левенфиш Г.Я. Книга начинающего шахматиста- М.; 1957 13.Лисицин Г. М. Стратегия и тактика шахматного искусства. – Л.: Лениздат, 1952. 14.Нейштадт Я. И. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979. 15.Петрушина Н.М. шахматный учебник для детей. –ИЗД.8-е – Ростов н\Д: Феникс,2007 16.Погосова Н. Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей с нарушениями в эмоционально – волевой сфере. М.; Посвещение, 2000. 17.Портиш Л. Шаркози Б. 600 окончаний. – М., 1979. 18.Теория и практика шахматной игры. Под ред. Я. Б. Эстрина. – М.: Высшая школа, 1984. 19.Тимофеев А.А. Предмет «Шахматы» О проблемах преподавания в начальной школе. //Начальная школа № 4 2003// 20.И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2010, 2011, 2013. – 40 с.) 21.Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. Киев. Ряданьска школа, 1998г. 22.Князева В. Уроки шахмат. Ташкент : Укитувичи, 1992 23.Костров В., Рожков П. 1000 шахматных задач. Решебник. СПб: «Литера», 2001 24.Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.; Педагогика, 1091. Литература для педагогов 1.Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы 1942-1956 гг. – М.: ФиС, 1985. 2. Давлетов Д. Шахматы в начальной школе. //Народное образование №8, 2000// 3.Дроздов М., Калёнов А. Ласкеровские компенсации. – М.: CК Гардэ,2000. 4. Калёнов А. В. Фронтальная фигурная атака на короткую рокировку. – М.: СК Гардэ, 2001. 5.Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. – Минск: МП Бесядзь, 1997. 6.Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. – М.: ФиС, 1982. 7.Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М., 1980. 8.Тимофеев А.А. Предмет «Шахматы» О проблемах преподавания в начальной школе. //Начальная школа № 4 2003// 9.И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2010, 2011, 2013. – 40 с.) 10.Князева В. Уроки шахмат. Ташкент :Укитувичи, 1992 Литература для детей и родителей 1.Благодарный А.В. Уроки шахмат в 1 классе. //Воспитание и обучение. №2, 2001// 2.Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. Книга для воспитателя детского сада. М.; Просвещение, 1991. 3.Дроздов М, Калёнов А., Черныш М. Таинственный Карлсбад. – М.: СК Гардэ,2000. 3.Левенфиш Г.Я. Книга начинающего шахматиста- М.; 1957 4.Петрушина Н.М. шахматный учебник для детей. –ИЗД.8-е – Ростов н\Д: Феникс,2007 5.Погосова Н. Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей с нарушениями в эмоционально – волевой сфере. М.; Посвещение, 2000. 6.Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.; Педагогика, 1091. Электронные ресурсы Обучающая программа по шахматам https://itunes.apple.com/ru/app/sah-i-mat.../id658827710?mt=8 Обучающие занятия Шахматы для детей Самара www.abvgdeyka-club.ru/chess.html Приложение 1 Оценочные материалы Диагностическое исследование «Шахматный квадрат» уровня сформированности интеллектуальных компетентностей детей «на входе» 1. Посмотри внимательно на рисунок и скажи, чёрная рамка – это какая фигура: квадрат, треугольник или окружность? 2. Внутри рамки расположены клеточки какого цвета; 3. Можешь подсчитать сколько белых клеточек, сколько голубых; 4. Каких клеточек больше, почему? 5. Заштрихуй недостающую клеточку; 6. Сколько стало белых и голубых клеточек, используй слова: больше или меньше, или поровну; 7. Ты знаешь, как эта фигура называется? На какой предмет она похожа? 8. Нарисуй у себя в альбоме шахматную доску; 9. Расскажи, что ты знаешь о шахматах. 10. Знаешь ли ты правила игры в шахматы? Приложение 2 Тест-тренинг «Шахматная азбука» Задание №1. Цель: развивать пространственные представления. Описание: педагог предлагает детям показать: правую верхнюю клетку; левую нижнюю клетку; правую нижнюю клетку; левую верхнюю клетку. При этом повторяется правило положения шахматной доски перед началом партии. Задание №2: Педагог просит назвать, кто стоит по отношению к Ферзю. Кто стоит справа от Ферзя? Кто стоит слева от Ферзя? Кто стоит позади Ферзя?... И так— с любой фигурой. Задание №3: «Окончание слова». Цель: развивать скорость мышления. Описание: Педагог говорит: «Отгадайте, что я хочу сказать» (предлагаются слоги, дети заканчивают слово на шахматную тематику). ПЕШ – КА, ПО – ЛЕ, КО – РОЛЬ, ЛА – ДЬЯ, ЧЕР – НЫЙ, БЕ – ЛЫЙ, ШАХ – МАТЫ, ЧЕМ – ПИОН, ТУР – НИР, ЧА – СЫ. Задание №4: «Я – фотоаппарат». Цель: развивать память, внимание, упражнять в назывании шахматных фигур, позиций. Описание: Педагог предлагает представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любую ситуацию на шахматной доске. Ребенок в течение нескольких секунд рассматривает все фигуры, находящиеся на шахматной доске и возле нее. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Задание №5: «Найди себе пару». Цель: развивать внимание, наблюдательность, формировать навыки общения. Описание: Дети получают карточки с изображением фигур и карточки с их буквенным обозначением. Задание детям: найти пару и стать рядом. Задание №6:«Не пропусти фигуру». Цель: развивать способность к переключению внимания, повторить названия шахматных фигур. Описание. Играющие садятся в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди них встретится название шахматной фигуры, нужно встать-сесть. Например: ДОРОГА, ТИГР, БЕРЕЗА, ЛОСЬ, САМОЛЕТ, БАРАН, ДУБ, РОЗА, ЗМЕЯ, ЛАДЬЯ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, БЫК, ЗУБР, МАШИНА, СЛОН, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, МУРАВЕЙ, ГВОЗДЬ, РОМАШКА, ПЕШКА, ВОРОБЕЙ, КАШТАН, МЕТЕЛЬ, ПАЛЬМА, КОРОЛЕВА, КИНО, КЕНГУРУ, ФЕРЗЬ, БАНАН, МЕТЛА, БАЛЕТ, КУВШИН, КОРОЛЬ, ТАКСИ, ЗВЕЗДА, ВОДА, ЛОШАДЬ, ПАЛЬТО, КНИГА, СОН, КРАСКА, МЁД, ЛОБ, КОНЬ… Количество заданий можно увеличить, включая дидактические игры, игрыголоволомки, ребусы, математические задачи и т.п. Приложение 3 «Графический диктант» Задание №1: Педагог называет фигуру: «Конь», – ребёнок с помощью карандаша или мелка пишет букву, которой она обозначается; «Слон», - ребёнок повторяет графические действия по обозначению данной фигуры и т.д. задание дублируется для записи всех фигур (Король, Ферзь, Ладья). Здесь упоминается, что пешка не имеет обозначения в шахматной нотации. Задание №2: Педагог называет фигуру и шахматное поле, на котором она находится, например, «Король с1», – ребёнок пишет букву, которой обозначается данная фигура и рядом с нею указывает название и номер шахматного поля. Перед заданием необходимо повторить все буквы шахматной нотации, например, прочитав их хором со всеми учениками. Педагог даёт серию таких заданий: «Ферзь f1», «Ладья g4», «пешка d7», «Слон h8» и т.д. Задание №3: Цель: развивать скорость мышления, пространственное воображение. Педагог предлагает решить задачу: Ферзь выше Ладьи; Ладья выше пешки; Король выше Ферзя. Расставь фигуры по росту. Задание №4: Цель: развивать внимание, наблюдательность, графические навыки. Педагог устанавливает на шахматной доске несколько фигур, требуется записать название и местонахождение каждой шахматной фигуры в порядке старшинства (т. е. король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка). Задание №5: Педагог показывает на демонстрационной доске начало партии, – несколько ходов (3 – 4) белыми и чёрными фигурами. Учащийся должен воспроизвести в памяти и последовательно написать ходы фигур, пользуясь подробной записью шахматной нотации. (Например, 1. Е2-е4 е7-е5; 2. Кg1-f3 Кb8c6; 3. Кb1-c3 Кg8-f6; 4. Сf1-c4 Cf8-c5 …) Задание №6: «Я – фотоаппарат». Цель: развивать память, внимание, упражнять в назывании шахматных фигур, позиций, развивать графические умения по написанию символов и обозначений, формировать навыки общения. Описание: Педагог предлагает представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любую ситуацию на шахматной доске. Ребенок в течение нескольких секунд рассматривает все фигуры, находящиеся на шахматной доске; затем записывает номер и букву шахматного поля, на котором стоит та или иная фигура в блокнот, затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить. Приложение 4 Методика проведения диагностики «Мат Королю» Данный зачёт дети сдают частями по темам в устной форме в несколько приёмов. Для сдачи может потребоваться два, три и даже четыре занятия. Важно, чтобы каждый ученик перед сдачей зачёта основательно подготовился к нему. Это достигается повторяющимися тренировочными упражнениями: сначала дети ищут решение, опираясь на накопленные знания; затем я показываю и рассказываю им алгоритм действий; дальше дети переходят на самостоятельное осмысление материала; потом они садятся парами и отрабатывают алгоритм в игровых ситуациях друг с другом; затем обмениваются парами и снова проходят алгоритм решения, – и только тогда, когда будут уверены и сами изъявят желание – показать и рассказать определённый алгоритм на определённую тему, будут выслушаны мной. Например, зачёт по теме: «Мат одинокому королю ферзём»: рассказывает каждый по отдельности ученик и, в зависимости от правильности, полноты и чёткости ответа, с учётом усложнённых вариантов задания (изменение расположения фигур на плоскости доски), – будет поставлен соответствующий балл по теме зачёта. Перед зачётом «Мат в 1ход», даю урок на повторение «спертый мат», «линейный мат», «мат фигурами», «мат пешкой».Затем раздаю карточки с заданиями: «Поставить мат в 1 ход. Определи тему мата». По готовности, веду индивидуальный опрос. Применяются задачи 3-х уровней сложности. Зачёт «Мат Королю» (Цель: научить самостоятельному решению задач, попутно происходит развитие психофизических функций: внимания, памяти, мышления, речи, ориентации на плоскости и др.). Задание №1:Задача №1: Например, Kphl, Фdl. Ке5. N.g2, h2; Kpg8, Фb8, Лс8, п.g7, h7 Ход белых. Задача №2: Например, Крg1, Фb1, Лс1, п.b5, g2, h2; Kpg8, Фd8, Kd3, n.d5, g7, h7 Ход черных. Таких задач не менее 50 должен решить каждый ученик. Задание №3: Показать алгоритм «Мат одинокому королю ферзём»; Задание №4: Показать алгоритм «Мат одинокому королю двумя ладьями»; Задание №5: Показать алгоритм «Мат одинокому королю ладьёй»; Задание №6: Показать алгоритм «Мат одинокому королю тяжёлыми фигурами в центре доски»; Задание №7: Показать алгоритм «Мат одинокому королю двумя слонами»*; Задание №8: Показать алгоритм «Мат одинокому королю с помощью коня и слона»*. * задание повышенной сложности требует дополнительных баллов Приложение 5 Диагностика «Игра всеми фигурами» Цель диагностики: закрепить теоретические знания по основным темам курса, отработать их практически на игровых ситуациях тренировочного типа, привить детям этику шахматной игры и правила, которым обязан подчиняться каждый шахматный игрок, подвести детей к соревновательной деятельности. В начале занятия детям предлагается ответить на вопросы: 1. Какова цель игры? (1. Что такое шах? Мат? Пат? 2. Как избежать пат в конце игры, когда у противника на доске остаётся мало материала? 3. Виды шахов. 4. Какие бывают маты?); 2. Рокировка: (1. Что такое рокировка? 2. Перечислить правила и запреты рокировки. 3. Зачем нужна рокировка? 4. Что грозит игроку, не успевшему сделать рокировку, почему?); 3. Дебют: (1. Что такое дебют? 2. Для чего нужны правила дебюта? 3. Что такое центр доски? 4. Покажите большой центр доски, назовите поля малого центра доски. 5. Зачем нужно завоёвывать центр доски? 6. Назовите: Первое правило дебюта, покажите на демонстрационной доске; Второе правило дебюта, обоснуйте; третье, ... десятое); 4. Правила игры: (1. Как вести себя в начале, в конце и во время игры? 2. Взялся – ходи! – Золотое правило шахматиста. 3. Отпустил фигуру, – значит сделал ход. 4. Что значит, сделал невозможный ход? (Поставил неправильно фигуру, не ушёл из-под шаха). 5. Какие наказания следуют за несоблюдением шахматных правил? Как ими пользоваться?). В оценивании учитывается теоретическая и практическая составляющая. Приложение 6 Методика зачёта «Детский мат» Рассмотрим порядок сдачи зачёта. Например, одна из тем зачёта «Дебют и 16 его правил». Проверка осуществляется на практическом занятии по этапам: 1-ый – повторяем правила дебюта, которые освоили ранее, их 10; 2-ой – к ним добавляем ещё 6 новых правил, изученных накануне, и проговариваем несколько раз все правила дебюта с одновременным показом на шахматной доске. 3. После тщательного повтора, дети в произвольной очерёдности (по желанию) сдают зачёт, причём, кто с первого раза не справился, может тут же потренироваться среди ребят и сдать требуемый материал в нужном объёме и в качественном осмыслении. Получается живой «конвейер», – дети один за другим, на глазах у всех, учатся объяснять понятным языком суть вопроса, при этом ученики вправе оценивать правильность и полноту ответа товарища. По следующей теме, например, «Детский мат» заготовлены карточки с разными вариантами «детского мата». Работа осуществляется следующим образом: 1. Дети делятся на мини-группы по 2-3 человека, каждая группа получает свою карточку; 2. Внутри группы они изучают, анализируют ходы, находят дебютные ошибки, делают выводы (на всё 5-7 минут); 3. Ведётся заслушивание одного из группы ученика у демонстрационной доски, с кратким анализом и выводом; 4. После выступления представителей со всех групп, карточки с вариантами перемешиваются и раздаются хаотично персонально каждому учащемуся. По мере готовности, каждый ребёнок подходит к педагогу и сдаёт зачёт по теме «Детский мат». Все задания этого раздела мы стараемся отрабатывать по определённой схеме: сначала работа с коллективом всего класса, затем работа в группах, после – персонированная проверка; в начале рассматривается общий подход и указывается причина – слабое поле f2 (f7) возле короля, и неправильные ходы, влекущие за собой поражение в определённой позиции; затем позиция по карточкам у всех разная, тем не менее причина та же, что и в рассмотренном случае – слабое поле f2 (f7) возле короля, опять неправильные ходы по защите данного поля, но уже другие, влекущие за собой снова поражение. И таких позиций можно составить сотни, все их рассматривать и запоминать не надо, достаточно видеть слабые поля в защите короля, уметь рассчитывать несколько вариантов ходов вперёд, чтобы предвидеть опасность и сделать правильный выбор ходов. Ученику достаточно проанализировать несколько позиций по данной теме, чтобы навсегда избавиться от «детского мата» как пережитка неопытности, после чего педагог может дать оценку его мастерству, поднимая его уровень на ступеньку выше прежнего уровня. Приложение 7 Диагностическое исследование уровня сформированности универсальных учебных действий детей на шахматном материале Часть I А1. Отметь знаком (+) ряд пропущенных чисел. 11,12,…,…,…,16,17 1) 15,14,13 2) 13,14,15 3) 18,19,20 А2. Отметь знаком (+), какая длина у диагонали, если известно, что рядом с нею диагональ, за которой следует другая диагональ длиной в 2 шахматных поля. 1) 8 2) 6 3) 4 А3.Отметь знаком (+) выражение, значение которого равно количеству шахматных полей между малым центром доски и большим, если в большом 16 1) 16 – (2+2) 2) 16 –(3+3) 3) 8-2 А4. Отметь знаком (+) ложное высказывание. 1) На шахматной доске 64 шахматных поля 2) Шахматная доска – прямоугольник 1) Доски для игры в шахматы могут быть любые: черно-белые, желто-коричневые, бело-голубые; деревянные, пластиковые или картонные – любого цвета и качества – всё зависит от материала, имеющегося у изготовителя. А5. Отметь знаком (+), правильное высказывание: 1) Вертикали на шахматной доске обозначаются цифрами 2) Вертикали на шахматной доске обозначаются буквами латинск. алфавита 3) Вертикали на шахматной доске обозначаются матем. Знаками: <> + = А6. Отметь знаком (+) выражение, где вместо точек нужно вставить слово «меньше» или знак «<» 1) Белых полей … , чем чёрных полей 2) Вертикалей … , чем горизонталей 3) Лёгких фигур … , чем пешек А 7. Отметь знаком (+) верную формулировку «вертикали». 2) Вертикали – это прямые линии, состоящие из 8-и клеточек чередующихся цветов, и расположены на диаграмме с низу в верх (на настоящей доске – от игрока, играющего белыми к игроку, играющему черными). 3) Вертикали – это прямые линии, состоящие из 8-и клеточек чередующихся цветов, и расположены слева на право. 4) Вертикали – это линии, состоящие из 8-и клеточек одного цвета А8. Отметь знаком (+) адреса шахматных полей, на которых изображены горизонтали. 1) а1-h1; а3-h3 d1-d8; g1-g8; h1-h8 3) d8-d1; g8-g1; h8-h1 2) 4) а1- h8 А9. Отметь знаком (+) пропущенную букву в обозначении шахматных вертикалей: а, h, g, c, е, f, b 1) v 2) d3) s А 10. Определи и отметь знаком (+), правильно обозначенные вертикали для играющего белыми фигурами: 1 1). А, h, g, c, е, f, b,d 3). 2 2). А, b, c, d, е, f, g, h 3 4 5 6 7 8 h g f e d c b a Часть II В1. Реши задачу. У Маши было 2 шахматных коня, 2 слона, 3 пешки. Сколько всего фигур было у Маши? В2. Подсчитай, сколько стоят фигуры: 1 слон, 1 ладья, 4 пешки В3. Измени фигуру: С форма размер цвет Часть III С1. Ферзь выше слона; Слон выше пешки; Король выше ферзя. Расставь фигуры по росту. С2. Реши задачу. Таня, Юра и Даша играли в шахматы, шашки и карты. Каждый выполнил только один род занятий. Таня не играла в карты, Юра не играл в карты и шашки. В какую игру играл каждый из ребят? Таня__________________Юра_________________Даша_______________ Проанализируй выполненную работу и заполни таблицу Задания, которые мне было выполнить легко Задания, при выполнении которых у меня возникли сомнения Задания, которые мне было выполнять трудно Задания, которые мне было выполнить интересно Выполни цветовую самооценку работы З - Я справился с заданием Мне нужна помощь Часть I Ж - Испытываю затруднения Часть II К - Было трудно. Часть III