РП _Озадаченная физика_

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 15»

ПРИНЯТО
на педагогическом совете протокол
№ 5 от 05.02.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ ООШ №15
____________Протасова Ю.Н.
Приказ № 21-ОД от 26.02.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Озадаченная физика» для обучающихся 7-9
классов
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2024-2025 учебный год
(центр образования естественно-научной и
технологической направленностей «Точка роста»)

Составитель: учитель физики
Протасова Юлдуз Наиловна

г. Сысерть 2024

Нормативная база



Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа
Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
 Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №
1/15);
 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ от 28 декабря 2018 года № 345 с изменениями и дополнениями.
 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 с изменениями и дополнениями.
 Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки
РФ от 09.06.2016 № 699;

Дата утверждения:
Общее количество часов:
Уровень реализации:

 Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Киргинцевская СОШ;
 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский,
А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4"е изд. — М. : Просвещение, 2014 — 111 с. —
(Стандарты второго поколения).
 Программа основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы:А.В. Перышкин, Н.В. Филонович,
Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа,
2015. – 400с.,
26.02.2024
102
базовый

Срок реализации:

01.09.2024 - 31.09.2027

I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по физике.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности, используя оборудование
центра образования «Точка роста»
Основная группа учащихся
(включая интегрированных)
Предметные
- уметь пользоваться
методами научного

Метапредметные
Р. –уметь работать по
предложенным

Дети с ОВЗ
Личностные

-развивать
познавательные

Предметные

Метапредметные

Личностные

- иметь
представление о

Р. –уметь работать
по предложенным

-развивать
познавательные

исследования явлений
природы;
- проводить
наблюдения,
планировать и
выполнять
эксперименты;
-обрабатывать
результаты измерений;
- представлять
результаты измерений с
помощью таблиц,
графиков и формул;
- обнаруживать
зависимости между
физическими
величинами;
-объяснять полученные
результаты и делать
выводы;
-оценивать границы
погрешностей
результатов измерений;
- уметь применять
теоретические знания
по физике на практике;
-решать физические
задачи на применение
полученных знаний;
- выводить из
экспериментальных
фактов и теоретических
моделей физические
законы;
- уметь докладывать о
результатах своего

инструкциям; умение
излагать мысли в
четкой логической
последовательности;
анализировать
собственную работу:
соотносить план и
совершенные
операции, выделять
этапы и оценивать
меру освоения
каждого, находить
ошибки,
устанавливать их
причины.
П. – ориентироваться
в своей системе
знаний: отличать
новое от уже
известного;
перерабатывать
полученную
информацию, делать
выводы в результате
совместной работы
всего класса; уметь
анализировать
явления
К. – уметь работать в
паре и коллективе;
эффективно
распределять
обязанности

интересы,
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся;

природе
важнейших
физических
явлений
окружающего
мира и понимать
- мотивировать свои смысл
действия; выражать физических
готовность в любой законов;
ситуации поступить -демонстрируют
в соответствии с
умение
правилами
работать с
поведения;
разными
- воспринимать речь источниками
учителя
информации;
(одноклассников),
-уметь
непосредственно не применять
обращенную к
теоретические
учащемуся;
знания по
физике на
-оценивать
практике;
собственную
- уметь
учебную
использовать
деятельность: свои
полученные
достижения,
знания в
самостоятельность,
повседневной
инициативу,
жизни (экология,
ответственность,
быт, охрана
причины неудач
окружающей
среды)
- проводить
наблюдения
физических
явлений;
-измерять
физические

инструкциям;
умение излагать
свои мысли в
логической
последовательност
и;
П. – умение
отличать новое от
уже известного;
перерабатывать
полученную
информацию,
делать выводы в
результате
совместной
работы всего
класса; уметь
наблюдать и
описывать
явления
К. – уметь
работать в паре и
коллективе;

интересы;
- мотивировать
свои действия;
- воспринимать
речь учителя
(одноклассников),
непосредственно
не обращенную к
учащемуся;
-оценивать
собственную
учебную
деятельность

исследования;
- участвовать в
дискуссии, кратко и
точно отвечать на
вопросы;
-использовать
справочную литературу
и другие источники
информации.

величины

В процессе внеурочной деятельности в школе решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие и коррекция внимания
2.Формирование универсальных учебных умений
3.Развитие речи

Содержание внеурочной деятельности по физике «Озадаченная физика»7 класс
№
1.

Название раздела (темы)
Первоначальные сведения о
строении вещества

Содержание учебного предмета, курса
Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления измерительного цилиндра.
Определение геометрических размеров тела. Изготовление измерительного цилиндра. Измерение
температуры тела. Измерение размеров малых тел. Измерение толщины листа бумаги.

2.

Взаимодействие тел

3.

Давление. Давление жидкостей и
газов

4.

Работа и мощность.
Энергия

Измерение скорости движения тела. Измерение массы тела неправильной формы. Измерение
плотности твердого тела. Измерение объема пустоты. Исследование зависимости силы тяжести
от массы тела. Определение массы и веса воздуха. Сложение сил, направленных по одной
прямой. Измерение жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения скольжения.
Решение нестандартных задач
Исследование зависимости давления от площади поверхности. Определение давления
твердого тела. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. Определение
массы тела, плавающего в воде. Определение плотности твердого тела. Определение объема
куска льда. Изучение условия плавания тел. Решение нестандартных задач
Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 3 этаж.
Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести плоской фигуры. Вычисление КПД
наклонной плоскости. Измерение кинетической энергии. Измерение потенциальной энергии.
Решение нестандартных задач.
8 класс

№
1.

2.

Название раздела (темы)
Физический метод изучения
природы: теоретический и
экспериментальный
Тепловые явления и методы их
исследования

3.

Электрические явления и методы
их исследования

4.

Электромагнитные явления

5.

Оптика

Содержание учебного предмета, курса
Определение цены деления приборов, снятие показаний. Определение погрешностей
измерений.
Определение удлинения тела в процессе изменения температуры. Решение задач на
определение количества теплоты. Применение теплового расширения для регистрации
температуры. Исследование процессов плавления и отвердевания. Изучение устройства
тепловых двигателей. Приборы для измерения влажности воздуха.
Определение удельного сопротивления проводника. Закон Ома для участка цепи. Решение
задач. Исследование и использование свойств электрических конденсаторов. Расчет
потребляемой электроэнергии. Расчет КПД электрических устройств. Решение задач на закон
Джоуля -Ленца.
Получение и фиксированное изображение магнитных полей. Изучение свойств
электромагнита. Изучение модели электродвигателя. Решение качественных задач.
Изучение законов отражения. Наблюдение отражения и преломления света. Изображения в
линзах. Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы. Наблюдение
интерференции света. Решение задач на преломление света. Наблюдение полного отражения
света.

9 класс
№
1.

Название раздела (темы)
Магнетизм

2.

Электростатика

3.

Свет

Содержание учебного предмета, курса
Компас. Принцип работы Магнит. Магниты полосовые, дуговые. Магнитная руда. Магнитное
поле Земли. Изготовление магнита. Решение качественных задач.
Электричество на расческах. Осторожно статическое электричество. Электричество в
игрушках. Электричество в быту. Устройство батарейки. Решение нестандартных задач.
Источники света Устройство глаза. Солнечные зайчики. Тень. Затмение. Цвета компакт диска.
Мыльный спектр. Радуга в природе. Лунные и Солнечные затмения. Как сломать луч? Как
зажечь огонь? Решение нестандартных задач.

Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся
Реализация программы внеурочной деятельности «Озадаченная физика» предполагает индивидуальную и групповую работу
обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических
задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей. Программа предусматривает не только обучающие и
развивающие цели, еѐ реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов
могут достичь в данном случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлѐнные активные ребята, уже
сделавшие свой профессиональный выбор.
Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста», который
создан для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и
креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного
материала по учебному предмету «Физика».

Тематическое планирование (1 год обучения)

7

7класс
Наимен
ование
раздела
1

2

3

4
5
6
7

8
9
10

Содержание

Количест
во
часов

Форма
занятия

1

беседа

Ознакомление с
цифровой лабораторией
"Точка роста"
(демонстрация
технологии измерения)

7ч
1

эксперимент

Экспериментальная работа № 2 «Определение геометрических
размеров тел».
На базе Центра "Точка Роста"
Практическая работа № 1 «Изготовление измерительного
цилиндра»
Экспериментальная работа № 3 «Измерение температуры тел»

1

эксперимент

Линейка, лента мерная,
измерительный цилиндр,
термометр, датчик
температуры
Набор геометрических
тел

1
1

практическая
работа
эксперимент

Экспериментальная работа № 4 «Измерение размеров малых
тел».
Экспериментальная работа № 5 «Измерение толщины листа
бумаги»
Глава II. Взаимодействие тел

1

эксперимент

1

эксперимент

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
На базе Центра "Точка Роста"

I. Первоначальные сведения о строении вещества
Экспериментальная работа № 1 «Определение цены деления
различных приборов».
На базе Центра "Точка Роста"

Использование
оборудования «Точка
роста»

12ч

Экспериментальная работа № 6 «Измерение скорости движения
тел».
Решение задач на тему «Скорость равномерного движения»

1

эксперимент

1

Экспериментальная работа №7 «Измерение массы 1 капли
воды».
На базе Центра "Точка Роста"

1

решение
задач
эксперимент

электронные весы

Дата

11

12

13
14
15
16

17

18

19

1

Экспериментальная работа № 10 «Исследование зависимости
силы тяжести от массы тела».
Экспериментальная работа № 11 «Определение массы и веса
воздуха в комнате»
Экспериментальная работа № 12 «Сложение сил, направленных
по одной прямой».
На базе Центра "Точка Роста"

1

решение
задач
эксперимент

1

эксперимент

1

эксперимент

Экспериментальная работа № 13 «Измерение жесткости
пружины»
На базе Центра "Точка Роста"
Экспериментальная работа № 14 «Измерение коэффициента
силы трения скольжения».
На базе Центра "Точка Роста"

1

эксперимент

1

эксперимент

Решение задач на тему «Сила трения».

1

решение
задач

III. Давление. Давление жидкостей и газов
20
21
22

эксперимент

Экспериментальная работа № 8 «Измерение плотности куска
сахара»
На базе Центра "Точка Роста"
Экспериментальная работа № 9 «Измерение плотности
хозяйственного мыла».
На базе Центра "Точка Роста"
Решение задач на тему «Плотность вещества».

Экспериментальная работа № 15 «Исследование зависимости
давления от площади поверхности»
Экспериментальная работа № 16 «Определение давления
цилиндрического тела». Как мы видим?
Экспериментальная работа № 17 «Вычисление силы, с которой
атмосфера давит на поверхность стола». Почему мир
разноцветный.

Линейка, лента мерная,
измерительный цилиндр,
электронные весы

1

эксперимент

Линейка, лента мерная,
измерительный цилиндр,
электронные весы

1

7ч
1

эксперимент

1

эксперимент

1

эксперимент

Штатив, рычаг, линейка,
два одинаковых груза, два
блока, нить нерастяжимая,
линейка измерительная,
динамометр
Штатив с крепежом, набор
пружин, набор грузов,
линейка, динамометр

Деревянный брусок,
набор грузов, механическая скамья,
динамометр

23
24

25

26

Экспериментальная работа № 18 «Определение массы тела,
плавающего в воде».
Экспериментальная работа № 19 «Определение плотности
твердого тела».
На базе Центра "Точка Роста"
Решение качественных задач на тему «Плавание тел».

1

эксперимент

1

эксперимент

Экспериментальная работа № 20 «Изучение условий плавания
тел».
На базе Центра "Точка Роста"

1

IV. Работа и мощность. Энергия

электронные весы

1

решение
задач
эксперимент

1

эксперимент

1

эксперимент

1

эксперимент

30

Решение задач на тему «Работа. Мощность».

1

31

Экспериментальная работа № 24 «Вычисление КПД наклонной
плоскости».
На базе Центра "Точка Роста"

1

решение
задач
эксперимент

32

Экспериментальная работа № 25 «Измерение кинетической
энергии тела»
Решение задач на тему «Кинетическая энергия».

1

эксперимент

1

решение
задач

28
29

33

Динамометр, штатив
универсальный, мерный
цилиндр
(мензурка), груз
цилиндрический из
специального пластика,
нить, поваренная соль,
палочка для перемешивания

8ч

Экспериментальная работа № 21 «Вычисление работы,
совершенной школьником при подъеме с 1 на 2 этаж»
Экспериментальная работа № 22 «Вычисление мощности
развиваемой школьником при подъеме с 1 на2 этаж»
Экспериментальная работа № 23 «Определение выигрыша в
силе, который дает подвижный и неподвижный блок».
На базе Центра "Точка Роста"

27

Линейка, лента мерная,
измерительный цилиндр,

Подвижный и
неподвижный блоки, набор
грузов, нить, динамометр,
штатив, линейка

Штатив, механическая
скамья, брусок с крючком,
линейка, набор грузов,
динамометр

Итоговый контроль знаний.

34

1

дидактическо
е задание

34

Итого

Тематическое планирование (2 год обучения)
8класс

8
Наимен
ование
раздела

1

2

3

Содержание

I. Физический метод изучения природы: теоретический и
экспериментальный
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
На базе Центра "Точка Роста"
Экспериментальная работа № 1 «Определение цены деления
приборов, снятие показаний»
На базе Центра "Точка Роста"
Определение погрешностей измерения. Решение качественных
задач.
Глава II. Тепловые явления и методы их исследования

Количест
во
часов

Использование
оборудования «Точка
роста»

3ч
1

беседа

Ознакомление с
цифровой лабораторией
"Точка роста"

1

эксперимент

Линейка, лента мерная,
измерительный цилиндр,
термометр, датчик

температуры
1

решение
задач

8ч
1

5

Определение удлинения тела в процессе изменения
температуры
На базе Центра "Точка Роста"
Решение задач на определение количества теплоты.

6

Применение теплового расширения для регистрации

1

4

Форма
занятия

1

Лабораторный
опыт исследование термометр, датчик
температуры
решение
задач
презентация

Дата

7

8
9
10

11

температуры. Анализ и обобщение возможных вариантов
конструкций.
Экспериментальная работа № 2 «Исследование процессов
плавления и отвердевания».
На базе Центра "Точка Роста"
Практическая работа № 1 «Изучение строения кристаллов, их
выращивание».
Изучение устройства тепловых двигателей.
Приборы для измерения влажности. Экспериментальная работа
№ 3 «Определение влажности воздуха в кабинетах школы»
На базе Центра "Точка Роста"
Решение качественных задач на определение КПД теплового
двигателя. https://uchitel.pro/задачи-на-кпд-тепловыхдвигателей/
III. Электрические явления и методы их исследования

1

эксперимент

1

практическая
работа
лекция
эксперимент Датчик температуры,

1
1

1

1

13

Закон Ома для участка цепи. Решение задач.

1

14

Исследование и использование свойств электрических
конденсаторов.
Решение задач на зависимость сопротивления проводников от
температуры.
Практическая работа № 3 «Расчѐт потребляемой
электроэнергии собственного дома».
На базе Центра "Точка Роста"

1

Расчѐт КПД электрических устройств.

1

15
16

17

термометр, марля, сосуд с
водой

решение
задач

8ч

Практическая работа № 2 «Определение удельного
сопротивления различных проводников».
На базе Центра "Точка Роста"

12

Датчик температуры,
калориметр, сосуд с
тающим льдом, сосуд с
водой, электронные весы.

практическая Датчик напряжения,
вольтметр двухпредельный,
работа
источник питания,
комплект проводов,
резисторы, ключ

1
1

решение
задач
наблюдение
решение
задач
практическая Датчик тока, датчик
напряжения, амперметр
работа

двухпредельный, вольтметр
двухпредельный, лампочка,
источник питания,
комплект проводов, ключ

решение
задач

18

Решение задач на закон Джоуля - Ленца.

1

19

Решение качественных задач.

1

IV. Электромагнитные явления

решение
задач
деловая игра

5ч

Получение и фиксированное изображение магнитных полей.
На базе Центра "Точка Роста"

1

21
22

Изучение свойств электромагнита.
Изучение модели электродвигателя.

1
1

23
24

Экскурсия.
Решение качественных задач.

1
1

V. Оптика

10

25

Изучение законов отражения.

1

26

Экспериментальная работа № 4 «Наблюдение отражения и
преломления света».
На базе Центра "Точка Роста"

1

лекция, дем.
эксперимент
эксперимент

27

Экспериментальная работа № 5 «Изображения в линзах».
На базе Центра "Точка Роста"

1

эксперимент

20

практическая Демонстрация
«Измерение магнитного
работа

поля вокруг проводника с
током»: датчик магнитного
поля, два
штатива, комплект
проводов, источник тока,
ключ

наблюдение
лекция, дем.
эксперимент
беседа
решение
задач

Осветитель с источником
света на 3,5 В, источник
питания, комплект
проводов, щелевая диафрагма, полуцилиндр, планшет
на плотном листе с
круговым транспортиром
Осветитель с источником
света на 3,5 В, источник
питания, комплект
проводов, щелевая диафрагма, экран стальной,
направляющая с
измерительной шкалой,
собирающие линзы,

рассеивающая линза, слайд
«Модель предмета» в
рейтере

Экспериментальная работа № 6 «Определение главного
фокусного расстояния и оптической силы линзы».
Экспериментальная работа № 7 «Наблюдение интерференции и
дифракции света».
Решение задач на преломление света.

1

эксперимент

1

эксперимент

1
1

32

Экспериментальная работа № 8 «Наблюдение полного
отражения света».
Решение качественных задач на отражение света.

решение
задач
эксперимент

33

Защита проектов. Проекты.

1

34

Итоговый контроль знаний.

1

28
29
30
31

1

решение
задач
исследования
дидактическо
е задание

34

Итого

Тематическое планирование (3 год обучения)
9класс

9

Содержание

Количест
во
часов

Форма
занятия

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1

1

беседа

2

I. Магнетизм
Экспериментальная работа № 1 «Компас. Принцип работы».

9ч
1

эксперимент

Наимен
ование
раздела

3

Практическая работа № 2 «Ориентирование с помощью
компаса».

1

практическая
работа

Использование
оборудования «Точка
роста»

Дата

4

5
6
7

Магниты. Действие магнитов. Решение задач

1

Экспериментальная работа № 3 «Занимательные опыты с
магнитами».
Магнитная руда. Полезные ископаемые Самарской области.

1

Действие магнитного поля. Магнитное поле Земли.
На базе Центра "Точка Роста"

наблюдение,
решение
задач
эксперимент

1
1

презентация

решение
задач
эксперимент
исследования

8

Действие магнитного поля. Решение задач.

1

9
10
11

Экспериментальная работа № 4 «Изготовление магнитов».
Презентация проектов.
Глава II. Электростатика
Экспериментальная работа № 5 «Статическое электричество».

9ч
1

12

Осторожно статическое электричество. Решение задач

1

13

Экспериментальная работа № 6 «Занимательные опыты».

1

14

Электричество в игрушках. Схемы работы

1

15
16

Электричество в быту
Экспериментальная работа № 7 « Устройство батарейки».

1
1

17

Экспериментальная работа № 8 «Изобретаем батарейку».

1

18

Презентация проектов.

1

19

Презентация проектов.

1

20

Презентация проектов.

1

Демонстрация
«Измерение поля постоянного магнита»: датчик
магнитного поля, постоянный магнит полосовой

эксперимент
решение
задач
эксперимент
практическая
работа
кинопоказ
наблюдение
практическая
работа
научные
исследования
научные
исследования
научные
исследования

III. Свет

15ч

20

Источники света.
На базе Центра "Точка Роста"

1

лекция, дем.
эксперимент

21

Как мы видим?

1

22

Почему мир разноцветный.

1

лекция, дем.
эксперимент
лекция

23
24

Экспериментальная работа № 9 «Театр теней»
Экспериментальная работа № 10 «Солнечные зайчики»
На базе Центра "Точка Роста"

1
1

эксперимент
эксперимент

25

Дисперсия. Мыльный спектр

1

26
27

Радуга в природе.
Экспериментальная работа № 11 «Как получить радугу?».
На базе Центра "Точка Роста"

1
1

лекция, дем.
эксперимент
презентация
эксперимент

28

Экскурсия

1

беседа

29

Лунные и Солнечные затмения.

1

30

Как сломать луч?

1

лекция, дем.
эксперимент
беседа

31

Зазеркалье.

1

32

Экспериментальная работа № 12 «Зеркала»

1

лекция, дем.
эксперимент
эксперимент

Осветитель с источником
света на 3,5 В, источник
питания, комплект
проводов, щелевая диафрагма

Осветитель с источником
света на 3,5 В, источник
питания, комплект
проводов, щелевая диафрагма, полуцилиндр, планшет
на плотном листе с
круговым транспортиром

Осветитель с источником
света на 3,5 В, источник
питания, комплект
проводов, щелевая
диафрагма, полуцилиндр,
планшет на плотном листе с круговым
транспортиром

33

Защита проектов

1

исследования

34

Заключительное занятие. Защита проектов.

1

исследования

34

Итого

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. В результате изучения данного курса
контроль знаний и навыков учащихся будет проходить в течение учебного курса - в форме фронтального опроса, самостоятельных
практических работ, дискуссий с выстроенными логическими цепочками и доказательствами. Оценивается самостоятельность
выполнения задач, так же работа учащихся оценивается с учетом их активности, качества подготовленных выступлений,
демонстрационных опытов, умений решения задач. Оценивается также участие в обсуждении, качество задаваемых вопросов, владение
монологической и диалогической речью, уровень физической компетенции.
Итоговая аттестация по внеурочной деятельности учащихся 7-9 классов «Озадаченная физика» проводится в форме
дидактического задания в целях определения степени освоения учащимися учебного материала по практической физике, в рамках
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Задания ориентированы на проверку усвоения содержания разделов/тем:
- взаимодействие тел (плотность вещества, сила трения, коэффициент трения) (модуль 7 класс);
- элементы статики, тепловые явления, электростатика, законы постоянного тока, законы оптики (модуль 8 класс);
Форма - дидактическое задание (тесты, практические задания, решение творческих задач) составлены в двух вариантах.
Время выполнения работы – один урок.
План работы (7 класс)
Номер
Проверяемые
задания содержания

элементы

1

Практическая работа.

2

Определительная формула
величины
Измерение физической

3

Проверяемые умения
Умение собрать практическую
установку согласно задания
Знание формул плотность вещества,
сила трения
Умение пользоваться измерительными

Балл за
выполнение
задания
1
1
1

величины.
Вычислительные навыки

4

приборами, определять цену деления
приборов, измерять физическую
величину.
Вычислять физическую величину,
записывать результат в единицах
измерения СИ

1

Максимальное количество баллов за выполнение работы составляет _10_ баллов.
Выставление отметок: отметка «5» - 80-100% - 8-10 балла, отметка «4» - 66%-79% - 7баллов,отметка «3» - 30%-65% - 6 – 3 балла,
отметка «2» - менее 30% - 0 – 2 балла.

Итоговая аттестация 7 класса
«Озадаченная физика»
Вариант№1
Используя рычажные весы, мерный цилиндр, стакан с водой, цилиндр, соберите экспериментальную установку для определения
плотности материала, из которого изготовлен цилиндр.
В бланке ответов:


сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;



запишите формулу для расчета плотности;



укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;



запишите численное значение плотности материала цилиндра.

Вариант №2
Используя брусок с крючком, динамометр с пределом измерения 1Н, динамометр с пределом измерения 5Н, 2 груза массой 100г,
направляющая, соберите экспериментальную установку для определения коэффициента трения скольжения между бруском и
поверхностью направляющей.
В бланке ответов:


сделайте рисунок экспериментальной установки;



запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения;



Укажите результаты измерения веса бруска с грузами и силы трения скольжения при движении бруска с грузом по поверхности
направляющей;



Запишите численное значение коэффициента трения скольжения.
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий (7 класс)
Вариант №1

ρ= m / V

1) V = V2 – V1

2)

3) m = 66 г; V = 56мл = 56 см3;

4) ρ

= 1.2 г/см3 = 1200 кг/м3 .

Содержание критерия
Полностью правильное выполнение задания, включающее в себя:
 схематичный рисунок экспериментальной установки;
 формулу для расчѐта искомой величины по доступным для измерения величинам (в данном случае для
определения плотности тела);
 правильно записанные результаты прямых измерений (в данном случае результаты измерения массы тела и
объема тела);
 полученное правильное численное значение искомой величины
Приведены все элементы правильного ответа 1-4, но допущена ошибка при вычислении значения искомой
величины.
ИЛИ
Допущена ошибка при обозначении единиц измерения искомой величины.
ИЛИ
Допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует, или
отсутствует формула в общем виде для расчѐта искомой величины

Баллы

4

3

Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не
записана формула для расчѐта искомой величины, и не получен ответ.
ИЛИ
Правильно приведены значения прямых измерений величин, записана формула для расчѐта искомой величины, но
не получен ответ, и не приведѐн рисунок экспериментальной установки.
ИЛИ
Правильно приведены значения прямых измерений, приведѐн правильный ответ, но отсутствуют рисунок
экспериментальной установки и формула для расчѐта искомой величины
Записаны только правильные значения прямых измерений.
ИЛИ
Приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и представлена правильно записанная
формула для расчѐта искомой величины.
ИЛИ
Приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и сделан рисунок экспериментальной
установки

2

1

Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов.
Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания

0

Максимальный балл

4
Вариант №2

1)

2) Fупр = Fтр (при равномерном движении);
Fтр = µN; N = P → Fтр = µР ; µ =

3) Fупр =0,44 Н; Р= 2,8Н
4) µ = 0,16

Содержание критерия
Полностью правильное выполнение задания, включающее в себя:
 схематичный рисунок экспериментальной установки;
 формулу для расчѐта искомой величины по доступным для измерения величинам (в данном случае для определения
коэффициента трения);
 правильно записанные результаты прямых измерений (в данном случае результаты измерения веса тела с двумя
грузами и силы трения скольжения);
 полученное правильное численное значение искомой величины
Приведены все элементы правильного ответа 1-4, но допущена ошибка при вычислении значения искомой величины.
ИЛИ
Допущена ошибка при обозначении единиц измерения искомой величины.
ИЛИ
Допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует, или отсутствует
формула в общем виде для расчѐта искомой величины
Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не записана
формула для расчѐта искомой величины, и не получен ответ.
ИЛИ
Правильно приведены значения прямых измерений величин, записана формула для расчѐта искомой величины, но не
получен ответ, и не приведѐн рисунок экспериментальной установки.
ИЛИ
Правильно приведены значения прямых измерений, приведѐн правильный ответ, но отсутствуют рисунок
экспериментальной установки и формула для расчѐта искомой величины

Баллы

4

3

2

Записаны только правильные значения прямых измерений.
ИЛИ
Приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и представлена правильно записанная формула для
расчѐта искомой величины.
ИЛИ
Приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и сделан рисунок экспериментальной установки

1

Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов.
Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания

0

Максимальный балл

4

План работы (8 класс)
Номер
Проверяемые
задания содержания
1.1
1.2
1.3

2.1
2.2
2.3

элементы

Проверяемые умения

Явления теплопроводности
Объяснение явлений теплопроводности
Агрегатные
состояния Чтение графиков нагревания тел.
вещества
Законы постоянного тока
Практические умения по работе с электроприборами. Умение
нахождения величины экспериментальным методом
ИТОГО
Явления теплопроводности
Объяснение явлений теплопроводности
Агрегатные
состояния Чтение графиков охлаждения тел.
вещества
Законы постоянного тока
Практические умения по работе с электроприборами. Умение
нахождения величины экспериментальным методом
ИТОГО

Максимальное количество баллов за выполнение работы составляет _6_ баллов.
Выставление отметок: отметка «5» - 80-100% - _5-6_ балла, отметка «4» - 66%-79% - _4
отметка «2» - менее 30% - _1 балл.

Балл за
выполнение
задания
1
1
4
6
1
1
4
6

балла, отметка «3» - 30%-65% -

2-3

балла,

Промежуточная аттестация 8 класса
«Озадаченная физика»Вариант 1
1.На снег положили три куска сукна различной окраски: белый, черный и зеленый. Когда солнце пригрело, то спустя некоторое время
под ними протаял снег (рис. 98). Каким номером на этом рисунке обозначено белое, черное и зеленое сукно?
1. Белое — 1, черное — 2, зеленое — 3.
2. Белое — 2, черное — 3, зеленое — 1.
3. Белое — 3, черное — 1, зеленое — 2.

2. При какой температуре начался процесс плавления?
1. 50 °С; 2. 100 °С; 3. 600 °С; 4. 1200 °С; 5. 1000 °С.

1. Соберите цепь по схеме. Определите сопротивление электрических ламп используя амперметр, вольтметр.

Промежуточная аттестация 8 класса
«Озадаченная физика»Вариант2

1. К дощечке прибиты два одинаковых листа белой жести. Внутренняя поверхность одного из них покрыта копотью,
а другая оставлена блестящей. К наружной поверхности листов приклеены воском спички. Между листами помещают раскаленный
металлический шарик (рис. 93). Одновременно ли отпадут спички от листов жести?
1. Одновременно.
2. От закопченной поверхности спички отпадут раньше.
3. От блестящей поверхности спички отпадут раньше.
2. При какой температуре начался процесс отвердевания?

1. 50 °С; 2. 80 °С; 3. 600 °С; 4. 1200 °С; 5. 1000 °С.



Соберите цепь по схеме. Определите работу, выполненную электрическими лампами в течение 5 мин, используя амперметр,
вольтметр, секундомер

Ответы и критерии оценивания выполнения заданий (8 класс)
1 вариант
1) 1
2) 5
3) 1. Собрать цепь по схеме.
2. Подключить амперметр и вольтметр, учитывая правила подключения приборов.
3. Провести прямые измерения (силы тока и напряжения)
4. По вычислительной формуле определить искомую величину.
2 вариант
1) 2
2) 2
3) 1. Собрать цепь по схеме.
2. Подключить амперметр и вольтметр, учитывая правила подключения приборов.
3. Провести прямые измерения (силы тока и напряжения).
4. По вычислительной формуле определить искомую величину.

Итоговая аттестация по внеурочной деятельности учащихся 9 классов «Озадаченная
физика» проводится в формезащиты проектов.
Форма контроля – защита проекта. Ведущими методами обучения являются:
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ
информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в
наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он
выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности
учащихся и еѐ результатов.
Требования к защите проекта:
•

Материал доступен и научен, идеи раскрыты. Качественное изложение

содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста(допускается зачитывание
цитат); наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи.
•

Наглядное представление материала (с использованием схем, чертежей, рисунков,
использование презентации)

•

Использование практических мини-исследований (показ опыта)

•

Качественные ответы на вопросы слушателей по теме

•

Четко сформулированы выводы

Приблизительные темы творческих проектов, презентаций:
1. Как измерить неизмеримое.
2. Точность измерений.
4. История календаря.
5. От песочных часов до атомных.
8. Солнечная система
9. Скорость движения транспорта в городе
10. Энергия ветра
11. Как удержать равновесие
12. Почему падают тела

Информационно – методическое обеспечение
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с. -.
(Стандарты второго поколения).
2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной
школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В.Григорьев – М.: Просвещение,
2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).
3. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е.Н. Тихонова.М.:Дрофа, 2013.-398 с.
4. Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.
5. Хочу быть Кулибиным. Эльшанский И.И. – М. : РИЦ МКД, 2002.
6. Физика для увлеченных. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А.– Ростов н/Д. : «Феникс», 2005.
7. Как стать ученым. Занятия по физике для старшеклассников. А.В. Хуторский, Л.Н. Хуторский,
И.С. Маслов. – М. : Глобус, 2008.
8. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах
общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г.
Никифорова. – М. : Просвещение, 1996. 12
9. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227 11. Сайт Министерства
образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. –Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/
10. Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/
11. Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http:// www.media 2000.ru//
12. Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http:// www.russobit-m.ru//
13. Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).
14. Алгоритмы решения задач по физике: festivai.1september.ru/articles/310656 17.
Формирование умений учащихся решать физическиезадачи: revolution. allbest.
ru/physics/00008858_0. html
15.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».