РП по химии, 8-9 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 15»

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
протокол № 5 от 05.02.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ ООШ №15
____________Протасова Ю.Н.
Приказ № 21-ОД от 26.02.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4033300)
Учебного предмета «Химия. Базовый уровень.»
Для обучающихся 8-9 классов
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2024-2025 учебный год
(центр образования естественно-научной и технологической направленностей
«Точка роста»)

Составитель: учитель химии
Прилипухова Галина Михайловна

г. Сысерть 2024

Пояснительная записка
Программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе
положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной
образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, федеральной рабочей
программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Химия».
На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных
программ естественно-научной и технологической направленностей, разработанных в
соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом
рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Химия» . Образовательная
программа позволяет интегрировать реализуемые подходы, структуру и содержание при
организации обучения химии в 8―9 классах, выстроенном на базе любого из доступных
учебно-методических комплексов (УМК) . Использование оборудования «Точка
роста» при реализации данной ОП позволяет создать условия:
•
для расширения содержания школьного химического образования;
•
для повышения познавательной активности обучающихся в естественнонаучной области;
•
для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его
способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и
потребностей;
•
для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в
различных областях образовательной, творческой деятельности .
Общая характеристика учебного предмета «Химия»
Химия как элемент системы естественных наук распространила своё влияние на
все области человеческого существования, задала новое видение мира, стала
неотъемлемым компонентом мировой культуры, необходимым условием жизни общества:
знание химии служит основой для формирования мировоззрения человека, его
представлений о материальном единстве мира; важную роль играют формируемые химией
представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе;
современная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития
человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности,
проблем здравоохранения. В условиях возрастающего значения химии в жизни общества
существенно повысилась роль химического образования. В плане социализации оно
является одним из условий формирования интеллекта личности и гармоничного её
развития. Современному человеку химические знания необходимы для приобретения
общекультурного уровня, позволяющего уверенно трудиться в социуме и ответственно
участвовать в многообразной жизни общества, для осознания важности разумного
отношения к своему здоровью и здоровью других, к окружающей природной среде, для
грамотного поведения при использовании различных материалов и химических веществ в
повседневной жизни Химическое образование в основной школе является базовым по
отношению к системе общего химического образования. Поэтому на соответствующем
ему уровне оно реализует присущие общему химическому образованию ключевые
ценности, которые отражают государственные, общественные и индивидуальные
потребности. Этим определяется сущность общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия». Изучение предмета: 1)
способствует формированию естественнонаучной картины мира, достижению общей и
функциональной грамотности, дает возможности для саморазвития личности. 2) вносит
вклад в формирование мышления и творческих способностей подростков, навыков их
самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений,
2

необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности; 3)
знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на
единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании
естественно-научной грамотности подростков; 4) способствует формированию
ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку, вносит
свой вклад в экологическое образование подростков
Названные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой
содержания предмета, который является педагогически адаптированным отражением
базовой науки химии на определённом этапе её развития. Курс химии основной школы
ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и некоторых
понятий и сведений об отдельных объектах органической химии. Структура содержания
предмета сформирована на основе системного подхода к его изучению. Содержание
складывается из системы понятий о химическом элементе и веществе и системы понятий
о химической реакции. Обе эти системы структурно организованы по принципу
последовательного развития знаний на основе теоретических представлений разного
уровня: атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания, уровня
периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии, учения о строении
атома и химической связи, представлений об электролитической диссоциации веществ в
растворах. Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и
осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому,
выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей
практического применения и получения изучаемых веществ Такая организация
содержания курса способствует представлению химической составляющей научной
картины мира в логике её системной природы. Тем самым обеспечивается возможность
для формирования у обучающихся ценностного отношения к научному знанию и методам
познания в науке. Важно также заметить, что освоение содержания курса происходит с
привлечением знаний из ранее изученных курсов: «Окружающий мир», «Биология. 5—7
классы» и «Физика. 7 класс».
Данная образовательная программа обеспечивает усвоение учащимися важнейших
химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в
окружающем мире и жизни человека . При этом основное внимание уделяется сущности
химических реакций и методам их осуществления . Одним из основных принципов
построения программы является принцип доступности . Экспериментальные данные,
полученные учащимися при выполнении количественных опытов, позволяют учащимся
самостоятельно делать выводы, выявлять закономерности . Подходы, заложенные в
содержание программы курса, создают необходимые условия для системного усвоения
учащимися основ науки, для обеспечения развивающего и воспитывающего воздействия
обучения на личность учащегося . Формируемые знания должны стать основой системы
убеждений школьника, центральным ядром его научного мировоззрения .
Цели и особенности изучения учебного предмета
К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных
функций предмета «Химия» традиционно относят формирование знаний основ
химической науки как области современного естествознания, практической деятельности
человека и как одного из компонентов мировой культуры. Задача предмета состоит в
формировании системы химических знаний — важнейших фактов, понятий, законов и
теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка
науки, знаний о научных методах изучения веществ и химических реакций, а также в
формировании и развитии умений и способов деятельности, связанных с планированием,
наблюдением и проведением химического эксперимента, соблюдением правил
безопасного обращения с веществами в повседневной жизни. Наряду с этим цели
изучения предмета в программе уточнены и скорректированы с учётом новых
3

приоритетов в системе основного общего образования. Сегодня в образовании особо
значимой признаётся направленность обучения на развитие и саморазвитие личности,
формирование её интеллекта и общей культуры. Обучение умению учиться и продолжать
своё образование самостоятельно становится одной из важнейших функций учебных
предметов.
В связи с этим при изучении предмета в основной школе доминирующее значение
приобрели такие цели, как:
• формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию,
сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к
быстро меняющимся условиям жизни;
• направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к
самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания,
формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
• обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта
разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
• формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мира на
основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;
• формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности
химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и
трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной
среды;
• развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и
самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к
осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
Место учебного предмета «Химия» в учебном плане
В системе общего образования «Химия» признана обязательным учебным
предметом, который входит в состав предметной области «Естественно-научные
предметы». Учебным планом на её изучение отведено 138 учебных часов — по 2 ч в
неделю в 8 и 9 классах соответственно.
Содержание образования по годам обучения
Практическая часть учебного содержания предмета усилена материальнотехнической базой центра «Точка роста»
8 КЛАСС
Введение
Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический
элемент. Формы существования химического элемента. Химические явления, их отличие
от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История
возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической
науки. Основные законы химии. Общее знакомство со структурой периодической
таблицы: периоды и группы. Таблица Д.И. Менделеева как справочное пособие для
получения сведений о химических элементах. Обозначение химических элементов.
Происхождение названий химических элементов. Таблица Менделеева как справочное
пособие для получения сведений о химических элементах. Химическая формула, индекс,
коэффициент: записи и чтение формул. Масса атомов и молекул. Относительная атомная
масса. Относительная молекулярная масса. Расчет массовой доли химического элемента
по формуле вещества.
Атомы химических элементов
Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная
модель строения атомов. Характеристика нуклонов. Взаимосвязь понятий: протон,
4

нейтрон, массовое число. Современное определение понятия «химический элемент».
Изменения, происходящие с числом протонов, электронов и нейтронов в составе атомов
химических элементов. Изотопы, как разновидность атомов одного элемента.
Характеристика электронов. Строение электронных оболочек атомов элементов. Понятие
о завершенном и незавершенном электронных (энергетических) уровнях. Расположение
электронов на энергетических уровнях, атомы металлов и неметаллов. Ионы
положительные и отрицательные. Понятие иона. Ионы, образованные атомами металлов и
неметаллов. Понятие об ионной связи, схемы образования ионных соединений. Схемы
образования молекул. Электронные и структурные формулы. Ковалентная полярная и
неполярная химические связи. Схемы образования молекул соединений (HCI, H2O, NH3 и
др.). Электронные и структурные формулы. Схемы образования двухатомных молекул
водорода, хлора, серы, азота и др. Электронные и структурные формулы. Кратность
химической связи. Понятие о металлической связи. Единая природа химической связи.
Понятие об атом-ионах. Понятие об обобществленных электронах. Выполнение
упражнений, подготовка к контрольной работе.
Простые вещества
Характеристика положения элементов-металлов и неметаллов в Периодической
системе. Строение их атомов. Физические свойства металлов и неметаллов – простых
веществ. Расчет относительной молекулярной массы (повторение). Аллотропия на
примере олова, фосфора, кислорода и углерода. Количество вещества и единицы его
измерения: моль, миллимоль, киломоль. Постоянная Авогадро. Расчет молекулярных масс
веществ по их химическим формулам. Миллимолярная и киломолярная массы.
Выполнение упражнений с использованием понятий «постоянная Авогадро», «количество
вещества», «масса», «молярная масса». Обобщение и закрепление знаний по теме
«Количество вещества», решение экспериментальных задач. Понятие о молярном объеме
газов. Нормальные условия. Миллимолярный и киломолярный объем. Выполнение
упражнений с использованием понятий «молярный объем», «количество вещества»,
«масса», «молярная масса». Обобщение и закрепление знаний на тему «Молярный объем
газов», решение экспериментальных задач. Обобщение и систематизация знаний. Решение
задач и упражнений с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса»,
«молярный объем», «постоянная Авогадро».
Соединения химических элементов
Понятие о степени окисления. Определение степени окисления по формулам
соединений. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.
Оксиды. Составление их формул и названий. Расчеты по формулам. Состав и названия
оснований, их классификация. Расчеты по формулам оснований. Представители: NaOH,
KOH, Ca(OH)2. Расчеты по формулам оснований. Состав и названия кислот, их
классификация. Расчеты по формулам кислот. Представители кислот. Расчеты по
формулам кислот. Состав и названия солей. Расчеты по формулам солей. Представители
солей: NaCI, CaCO3, Ca3(PO4)2. Расчеты по формулам солей. Проверочная работа по
основным классам неорганических веществ. Расчеты по формулам основных классов
неорганических веществ. Амфотерные и кристаллические вещества. Кристаллические
решетки. Понятия о межмолекулярном взаимодействии и молекулярной кристаллической
решетке. Свойства веществ с этим типом решетки. Свойства веществ с разным типом
кристаллических решеток, их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь
типов кристаллических решеток и видов химической связи. Понятия о чистом веществе и
смеси, их отличия. Примеры жидких и газообразных смесей. Способы разделения смесей.
Понятия о доли компонента смеси. Вычисление ее в смеси и расчет массы или объема
вещества в смеси по его доле. Решение задач и упражнений на расчет доли (массовой или
объемной) и нахождение массы (объема) компонента смеси. Выполнение упражнений и
решение задач.
Изменения, происходящие с веществами
5

Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Очистка
питьевой воды, перегонка нефти. Понятие о химических явлениях, их отличие от
физических. Признаки и условия протекания химических реакций. Реакция горения.
Количественная сторона химических реакций в свете учения об атомах и молекулах.
Значение закона сохранения массы веществ. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в
открытии и утверждении закона сохранения массы веществ. Понятие о химическом
уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.
Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по
количеству, массе или объему исходного вещества. Те же расчеты, но с использованием
понятия «доля» (исходное вещество дано в виде раствора заданной концентрации или
содержит определенную долю примесей). Решение экспериментальных задач, закрепление
знаний по теме «Химические уравнения». Сущность реакций разложения и составление
уравнений реакций, проделанных учителем. Понятие о скорости химических реакций.
Катализаторы, ферменты. Сущность реакций соединения. Составление уравнений
реакций, проделанных учителем. Сущность реакций замещения. Составление уравнений
реакций, проделанных учителем. Ряд активности металлов, его использование для
прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами
кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Сущность реакций обмена. Составление уравнений реакций, проделанных учителем.
Реакции нейтрализации. Условия течения реакций между растворами кислот, щелочей и
солей до конца. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных
веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения –
электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и
неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с
щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза
сульфата алюминия и карбида кальция). Решение задач и упражнений. Подготовка к
контрольной работе.
Простейшие операции с веществами (химический практикум)
Правила техники безопасности при обращении с лабораторным оборудованием,
при работе в кабинете химии. Знакомство с лабораторным оборудованием. Физические и
химические реакции при горении свечи. Качественный состав почвы. Среда почвенного
раствора. Анализ воды. Прозрачность воды. Признаки химических реакций: выделение
газа, выпадение осадка, изменение цвета веществ. Качественные реакции. Приготовление
раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.
Растворение.
Растворы.
Реакции
ионного
обмена.
Окислительновосстановительные реакции
Растворы. Физическая и химическая теория растворов. Тепловые явления при
растворении. Гидраты и кристаллогидраты, кристаллизационная вода. Насыщенные,
ненасыщенные, пересыщенные растворы. Хорошо растворимые, малорастворимые и
практически нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая
диссоциация и ассоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи.
Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Электролиты и
неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Степень
электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Ионы. Свойства ионов.
Классификация ионов по составу (простые и сложные), по заряду (катионы и анионы), по
наличию водной оболочки (гидротирование и негидротирование). Основные положения
ТЭД. Реакции в водных растворах электролитов. Необратимые и обратимые реакции.
Молекулярное и ионное уравнение реакций. Реакции ионного обмена. Реакции
нейтрализации. Кислоты. Их классификация по различным признакам. Определение
кислот как электролитов, их диссоциация. Взаимодействие кислот с металлами, условия
течения этих реакций. Электрохимический ряд напряжения металлов. Взаимодействие
6

кислот с оксидами металлов и основаниями. Реакции нейтрализации. Взаимодействие
кислот с солями. Запись уравнений реакций (молекулярных и ионных) с использованием
таблицы растворимости. Определение оснований как электролитов, их диссоциация.
Классификация оснований по различным признакам. Взаимодействие оснований с
кислотами (повторение). Взаимодействие щелочей с солями (работа с таблицей
растворимости) и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований. Состав
оксидов, их классификация. Свойства кислотных и основных оксидов. Определение солей
как электролитов, их диссоциация. Классификация солей. Взаимодействие солей с
металлами, особенности этих реакций и взаимодействие солей с солями (работа с
таблицей растворимости). Взаимодействие солей с кислотами и щелочами (повторение).
Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. Различные
признаки классификации химических реакций. Определение степеней окисления
элементов, образующих вещества различных классов. Реакции ОВР. Понятие об
окислителе и восстановителе, окислении и восстановлении. Решение расчетных задач по
уравнениям, характеризующим свойства основных классов соединений, и выполнение
основных классов соединений этого плана на генетическую связь. Подготовка к
контрольной работе. Итоговая контрольная работа.
9 КЛАСС
Общая характеристика химических элементов (4 ч).
Строение атома, характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества
со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду и подгруппе
элементами; состав и характер высшего оксида, гидроксида; состав летучего водородного
соединения (для неметалла). Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды
металла и неметалла. Самостоятельная работа с учащимися. Закрепление материала.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного
элемента. Периодический закон и Периодическая система, строение атома. Значение ПЗ и
ПС.
Металлы (14 ч)
Характеристика положения элементов-металлов в Периодической системе.
Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решетки. Металлическая
химическая связь. Характеристика общих химических свойств металлов на основании их
положения в электрохимическом ряду напряжений в свете представлений об
окислительно-восстановительных реакциях. Самородные металлы и основные соединения
металлов в природе. Важнейшие руды. Понятие о металлургии и ее разновидностях: пиро, гидро-, электрометаллургии. Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Особенности физических и химических свойств щелочных металлов. Важнейшие
соединения щелочных металлов: щелочи, соли; их свойства и применение. Общая
характеристика металлов второй группы главной подгруппы, основные физические и
химические свойства щелочноземельных металлов. Важнейшие соединения Ca и Mg, их
применение. Роль кальция и магния в живых организмах. Строение атома, физические и
химические свойства. Применение алюминия. Соединения алюминия – оксиды и
гидроксиды, их амфотерность. Важнейшие соли алюминия. Закрепление и систематизация
знаний по главе первой: общая характеристика металлов, химические свойства металлов.
Решение экспериментальных задач, решение уравнений. Строение атома железа.
Физические и химические свойства. Применение железа. Соединения железа II и железа
III. Генетические ряды. Качественные реакции на ионы железа.
Свойства металлов и их соединений (химический практикум)(3 ч).
Решение цепочек химических превращений по вариантам. Повторение на практике
химических свойств металлов. Закрепление знаний по распознаванию и получению
веществ, закрепление знаний по химическим свойствам веществ.
Неметаллы (26 ч)
7

Положение неметаллов в Периодической системе, особенности строения их
атомов. Ряды ЭО. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия.
Озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий
«металл» и «неметалл». Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства:
взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными металлами,
некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях
с кислородом, сложными веществами-окислителями. Макроэлементы и микроэлементы.
Роль микроэлементов в жизнедеятельности растений, животных и человека. Органические
вещества: белки, жиры, углеводы. Ферменты. Витамины. Гормоны. Положение в
Периодической системе Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и
химические свойства водорода, его получение и применение. Общая характеристика
галогенов. Строение атомов галогенов, степени их окисления. Строение молекул
галогенов. Галогены – простые вещества. Закономерности в изменении их химических и
физических свойств в зависимости от увеличения порядкового номера химического
элемента. Краткие сведения о хлоре, броме, иоде, фторе. Получение хлороводорода.
Хлороводород в природе. Хлороводород и соляная кислота. Хлориды, их применение в
народном хозяйстве. Получение галогенов методом электролиза. Биологическое значение
галогенов и их соединений. Применение галогенов. Строение атома кислорода.
Аллотропия кислорода. Характеристика химических свойств кислорода в свете
представлений об ОВР. Применение кислорода. Строение атома серы. Аллотропия.
Физические свойства ромбической серы. Характеристика химических свойств серы в
свете представлений об ОВР. Важнейшие соединения серы: сероводород, сульфиды,
оксиды, сернистая кислота, сульфиты; их свойства, получение и применение.
Разбавленная и концентрированная серная кислота, ее свойства, получение и применение.
Реакции взаимодействия с серной кислотой. Строение атомов азота. Строение молекулы
азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об ОВР. Строение
молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание, распознавание аммиака.
Химические свойства аммиака: восстановительные и образование иона аммония по
донорно-акцепторному механизму. Соли аммония: состав, получение, физические и
химические свойства. Представители. Применение в народном хозяйстве. Оксиды азота.
Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты, селитры. Строение атома.
Аллотропия. Сравнение свойств и применение красного и белого фосфора. Химические
свойства фосфора. Оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота. Соли ортофосфорной
кислоты. Фосфор в природе. Фосфорные удобрения. Строение атома углерода.
Аллотропия, свойства модификаций – алмаза и графита. Их применение. Аморфный
углерод и его сорта: кокс, сажа, древесный уголь. Адсорбция и ее практическое значение.
Химические свойства углерода. Оксиды углерода, их свойства, получение и применение.
Строение молекул оксидов углерода. Угольная кислота и ее соли. Важнейшие карбонаты:
кальцит, сода, поташ – их значение и применение. Распознавание карбонатов. Переход
карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Строение атома. Сравнение его свойств со
свойствами атома углерода. Кристаллический кремний, сравнение его свойств с
углеродом. Природные соединения кремния: SiO2, силикаты и алюмосиликаты.
Разновидности стекла, его происхождение. Получение цемента. Производство и
применение стекла, фарфора, цемента. Закрепление и систематизация знаний по теме:
строение атомов неметаллов, ковалентная неполярная химическая связь. Решение
экспериментальных задач и уравнений реакций. Подготовка к контрольной работе.
Закрепление и систематизация знаний по теме: химические и физические свойства
неметаллов,
химические
реакции,
ковалентная
полярная
связь.
Решение
экспериментальных задач и уравнений. Подготовка к контрольной работе. Работа над
ошибками.
Свойства неметаллов и их соединений (3 ч).
8

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Решение
экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода». Закрепление знаний по
получению и распознаванию газов.
Органические вещества (12 ч)
Вещества органические и неорганические. Причины многообразия органических
соединений.
Валентность.
Химическое
строение
органических
соединений.
Молекулярные и структурные формулы органических соединений. Гомологический ряд
предельных у/в. Радикалы. Изомеры и изомерия. Физические и химические свойства.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой.
Полимеризация этилена. Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных
спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт глицерин. Окисление
этилового спирта в уксусный альдегид. Понятие об альдегидах. Окисление альдегида в
кислоту. Одноосновные непредельные карбоновые кислоты на примере уксусной
кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных
карбоновых кислот. Реакция этерификации. Понятие о сложных эфирах. Понятие об
аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Пептидная связь и полипептиды. Первичная структура белков. Биологические функции
белков. Свойства белков и качественные реакции на белки. Понятие об углеводах.
Глюкоза. Ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза. Их биологическая роль.
Полимеры природные и синтетические. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Пластмассы и волокна. Закрепление и систематизация знаний. Решение
экспериментальных задач.
Закрепление (6ч)
Обобщение, закрепление и систематизация знаний по курсу химии 9 класса.
Повторение пройденных тем: Периодический закон и Периодическая система, виды
химических связей и типы кристаллических решеток, типы химических реакций, классы
химических соединений. Решение экспериментальных задач, решение уравнений реакций.
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 и 9 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и
понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ,
синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы Физика:
материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, изотоп, радиоактивность, молекула,
электрический заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент,
индикатор, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, раствор,
растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины, единицы
измерения, космическое пространство, планеты, звёзды, Солнце. Биология: фотосинтез,
дыхание,
биосфера,
экосистема,
минеральные
удобрения,
микроэлементы,
макроэлементы, питательные вещества География: атмосфера, гидросфера, минералы,
горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие
основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся,
их способностей с использованием оборудования центра «Точка роста».
Личностные результаты Обучающийся получит возможность для
формирования следующих личностных УУД:
•
определение мотивации изучения учебного материала;
9

•
оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и
личностных ценностей;
•
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к
изучению основных исторических событий, связанных с развитием химии и общества;
•
знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
•
оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;
•
владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и
оборудованием, проявление экологической культуры .
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных
УУД:
•
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения
цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале;
•
планирование пути достижения целей;
•
устанавление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов
достижения цели и выбор наиболее эффективного способа; • умение
самостоятельно
контролировать своё время и управлять им; • умение принимать решения в проблемной
ситуации;
•
постановка учебных задач, составление плана и последовательности
действий;
•
организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;
•
прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала,
оценка качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при
необходимости . Познавательные Обучающийся получит возможность для формирования
следующих познавательных УУД:
•
поиск и выделение информации;
•
анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование
способа решения задачи;
•
выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от
конкретных условий;
•
выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;
•
самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
•
умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;
•
описывание свойств: твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их
существенных признаков;
•
изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и
сущности химических реакций с помощью химических уравнений;
•
проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических
реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений
за экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных
источников;
•
умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;
•
умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;
•
умение объективно оценивать информацию о веществах и химических
процессах, критически относиться к псевдонаучной информации.
Коммуникативные
10

Обучающийся
получит
возможность
для
формирования
следующих
коммуникативных УУД:
•
полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
•
адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и
аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением
его в письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотрудничество
в поиске и сборе информации;
•
определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе
информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление
уважительного отношения к другим учащимся;
•
описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в
предметнопрактической деятельности;
•
умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
•
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
•
планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию,
оценку действий партнёра, уметь убеждать;
•
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание
совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи;
•
развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и
письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной
литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки
зрения при обсуждении результатов выполненной работы.
Предметными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются
следующие умения:
1. В познавательной сфере:
· давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом,
ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества,
химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса,
валентность, оксиды, кислоты, основания,
соли, амфотерность, индикатор,
периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы,
химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая
реакция (химическое уравнение,
генетическая связь, окисление, восстановление,
электролитическая
диссоциация,
скорость
химической
реакции);
· описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя
для
этого
естественный
(русский,
родной)
язык
и
язык
химии;
· описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и
сложные
вещества,
химические
реакции;
·
классифицировать
изученные
объекты
и
явления;
· наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции,
протекающие
в
природе
и
в
быту;
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами
изученных;
· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из
11

других
источников;
· моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках
изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
· проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных
веществами и лабораторным оборудованием.
описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность»,
используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и
сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также
массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической
значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств
веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами;
осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и
щелочами.
• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы
химических элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по
электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической
системы, а также калия и кальция;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную
неполярную и металлическую;
• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими
связями разного вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток:
ионных, атомных, молекулярных, металлических;
• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения
элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и
периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть
химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
12

• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по
одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и
продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по
выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительновосстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительновосстановительных реакций;
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных
веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании
химической реакции;
• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению
окраски индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах
веществ отдельных ионов
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных
классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням
окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот,
оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых
веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами
второго и третьего периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов:
кислотных, оснóвных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов
неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства
неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительновосстановительных реакциях;
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по
предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства
основных классов неорганических веществ;
Предметными результатами изучения предмета «Химия» в 9 классе являются
следующие умения:
1. В познавательной сфере:
· давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом,
ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества,
химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса,
валентность, оксиды, кислоты, основания,
соли, амфотерность, индикатор,
периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы,
13

химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая
реакция (химическое уравнение,
генетическая связь, окисление, восстановление,
электролитическая
диссоциация,
скорость
химической
реакции);
· описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя
для
этого
естественный
(русский,
родной)
язык
и
язык
химии;
· описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и
сложные
вещества,
химические
реакции;
·
классифицировать
изученные
объекты
и
явления;
· наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции,
протекающие
в
природе
и
в
быту;
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами
изученных;
· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из
других
источников;
· моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках
изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
· проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных
с веществами и лабораторным оборудованием.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название
раздела

Тема урока

8 КЛАСС (70 ЧАСОВ)
Основные виды деятельности
обучающихся

Использова
ние
оборудован
ия центра
«Точка
Роста»

Введение (5ч) 1.Предмет химии. Слушание объяснений учителя.
Вещества.
Самостоятельная работа с учебником.
Объяснение наблюдаемых явлений.
2.Превращения
Работа с раздаточным материалом.
веществ.
Роль Слушание объяснений учителя.
химии в жизни Самостоятельная работа с учебником.
человека.
3.Краткий очерк Слушание объяснений учителя.
истории развития Самостоятельная работа с учебником.
химии.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
4.ПСХЭ
Д.И. Слушание объяснений учителя.
Менделеева. Знаки Самостоятельная работа с учебником.
14

Датчик
высокой

химических
элементов.

5.
Химические
формулы.
Относительная
атомная
и
молекулярная
массы.
Атомы
химических
элементов
(8ч)

Работа с таблицей Менделеева.
Работа с карточками.

Анализ формул.
Решение текстовых количественных и
качественных задач.
Слушание объяснений учителя.
Работа в парах.
Работа в группах.

1.
Основные Работа с раздаточным материалом.
сведения
о
Слушание объяснений учителя.
строении атомов. Самостоятельная работа с учебником.
Изотопы.

2.
Строение
электронных
оболочек атомов.
Изменение числа
электронов
на
ВЭУ.
3. Ионная связь.

температур
ы, Датчик
температур
ы
платиновый

Датчик
высокой
температур
ы, Датчик
температур
ы
платиновый

Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с таблицей Менделеева.
Работа с карточками.
Работа в парах.
Работа в группах.
Слушание объяснений учителя.
Решение поставленных задач.
Работа с учебником.
Работа в парах.
Работа в группах.
Слушание объяснений учителя.
Работа с таблицей Менделеева.
Решение задач.
Работа в парах.
Работа у доски.

4.
Взаимодействие
атомов
элементовнеметаллов
между собой.
5.
Ковалентная Работа с раздаточным материалом.
химическая связь. Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа с учебником.
6. Металлическая Работа с раздаточным материалом.
химическая связь. Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа с учебником.
7. Обобщение и Работа в парах.
систематизация
Работа в группах.
знаний .
Решение задач.
Проверка полученных знаний.
Подготовка к контрольной работе.
8.Контрольная
Решение заданий контрольной работы.
работа № 1.
1.
Простые Работа с раздаточным материалом.
Простые
–
вещества (7 вещества
15

Датчик
высокой

ч)

металлы
неметаллы.
Анализ
контрольной
работы.

и Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа с учебником.
Анализ ошибок.
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Решение задач.

температур
ы, Датчик
температур
ы
платиновый
– измерение
температур
ы переходов
аллотропны
х
модификаци
й
серы;
измерение
температур
ы плавления
веществ.

2.
Количество Анализ формул.
вещества.
Решение текстовых количественных и
качественных задач.
Слушание объяснений учителя.
3. Решение задач . Анализ формул.
Решение текстовых количественных и
качественных задач.
Слушание объяснений учителя.
4.
Молярный
Анализ формул.
объем газов.
Решение текстовых количественных и
качественных задач.
Слушание объяснений учителя.
5. Решение задач. Анализ формул.

Соединения
химических
элементов
(15 ч).

Решение текстовых количественных и
качественных задач.
Слушание объяснений учителя.
6. Обобщение и Работа в парах.
систематизация
Работа в группах.
знаний по главе Решение задач.
«Простые
Проверка полученных знаний.
вещества».
Подготовка к контрольной работе.
7.
Контрольная Решение заданий контрольной работы.
работа № 2.
1.
Степень Слушание объяснений учителя.
окисления. Анализ Самостоятельная работа с учебником.
контрольной
Работа с таблицей Менделеева.
работы.
Работа с карточками.
2.
Важнейшие Работа с раздаточным материалом.
классы бинарных Слушание объяснений учителя.
соединений .
Самостоятельная работа с учебником.
3. Основания.

Работа с раздаточным материалом.
16

Датчик рН

4. Обобщение и
систематизация
знаний.
5. Кислоты.

6. Обобщение и
систематизация
знаний.
7. Соли.

Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с раздаточным материалом.
Решение задач.
Закрепление знаний по теме.
Слушание объяснений учителя.
Датчик рН
Самостоятельная работа с учебником.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Работа с раздаточным материалом.
Решение задач.
Закрепление знаний по теме.
Слушание объяснений учителя.
Датчик рН
Самостоятельная работа с учебником.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Работа с раздаточным материалом.
Решение задач.
Закрепление знаний по теме.
Работа с раздаточным материалом.
Решение задач.
Закрепление знаний по теме.

8. Обобщение и
систематизация
знаний.
9. Обобщение и
систематизация
знаний
об
основных классах
неорганических
веществ.
10.
Работа с раздаточным материалом.
Кристаллические
Слушание объяснений учителя.
решетки.
Самостоятельная работа с учебником.
12.
Чистые Слушание объяснений учителя.
вещества и смеси. Самостоятельная работа с учебником.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
13. Массовая и Анализ формул.
объемная
доли
Решение текстовых количественных и
компонентов
качественных задач.
смеси.
Слушание объяснений учителя.
14.
Расчеты, Анализ формул.
связанные
с
понятием «доля». Решение текстовых количественных и
качественных задач.
Слушание объяснений учителя.
15. Контрольная Решение заданий контрольной работы.
работа № 3.
1.
Физические Работа с раздаточным материалом.
Изменения,
происходящи явления в химии. Слушание объяснений учителя.
е
с Анализ
Самостоятельная работа с учебником.
веществами контрольной
работы.
(12 ч).
2.
Химические Слушание объяснений учителя.
реакции.
Самостоятельная работа с учебником.
17

Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
3.
Химические Слушание объяснений учителя.
уравнения.
Самостоятельная работа с учебником.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
4. Расчеты по
Анализ формул.
химическим
Решение текстовых количественных и
уравнениям.
качественных задач.
Слушание объяснений учителя.
5. Расчеты по
Анализ формул.
химическим
Решение текстовых количественных и
уравнениям.
качественных задач.
Слушание объяснений учителя.
6.
Реакции Работа с раздаточным материалом.
разложения.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа с учебником.
7.
Реакции
Работа с раздаточным материалом.
соединения.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа с учебником.
8.
Реакции Слушание объяснений учителя.
замещения.
Самостоятельная работа с учебником.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
9.
Реакции Слушание объяснений учителя.
обмена.
Самостоятельная работа с учебником.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
10.
Типы Работа с раздаточным материалом.
химических
Слушание объяснений учителя.
реакций
на Самостоятельная работа с учебником.
примере свойств
воды.
11.
Обобщение Работа в парах.
знаний по теме Работа в группах.
«Изменения,
Решение задач.
происходящие
с Проверка полученных знаний.
веществами».
Подготовка к контрольной работе.
12. Контрольная Решение заданий контрольной работы.
работа № 4.
Простейшие 1. Практическая Наблюдение
за
демонстрациями
№1. учителя.
операции с работа
веществами Приемы
Объяснение наблюдаемых явлений.
с Постановка опытов для демонстрации
(химический обращения
практикум) лабораторным
классу.
оборудованием.
(5 ч).
Выполнение практической работы.
2.

Практическая Наблюдение
18

за

демонстрациями Датчик

работа
№2
. учителя.
Наблюдение
за Объяснение наблюдаемых явлений.
горящей свечой.
Постановка опытов для демонстрации
классу.
Выполнение практической работы.
3. Практическая
Наблюдение
за
демонстрациями
работа
№3
.
учителя.
Анализ почвы и
Объяснение наблюдаемых явлений.
воды.
Постановка опытов для демонстрации
классу.
Выполнение практической работы.

4. Практическая
работа
№4
.
Признаки
химических
реакций.

5. Практическая
работа
№5.
Приготовление
раствора сахара и
расчет
его
массовой доли в
растворе.

Наблюдение
за
демонстрациями
учителя.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Постановка опытов для демонстрации
классу.
Выполнение практической работы.

Наблюдение
за
демонстрациями
учителя.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Постановка опытов для демонстрации
классу.
Выполнение практической работы.
19

температур
ы
платиновый

Датчик
высокой
температур
ы, Датчик
температур
ы
платиновый
–измерение
температур
ы
в
процессе
обучения
приемам
выпаривани
я воды из
образцов
почвы.
Датчик рН –
рН
–
измерение
водородного
показателя
вытяжки
раствора
почвы
Датчик
высокой
температур
ы, Датчик
температур
ы
платиновый,
Датчик рН –
признаки
реакций по
изменению
среды
(реакция
нейтрализац
ии)
Электронны
е
весы,
набор
лаборатории
ГИА

Растворение. 1. Растворение.
Растворимость
Растворы.
веществ в воде.
Реакции
ионного
обмена.
Окислительн
овосстановит
ельные
реакции(11
ч)
2. ЭДС. Основные
положения ТЭД
3.
Ионные
уравнения.

4.. Кислоты, их
классификация и
свойства.
5. Основания, их
классификация и
свойства.
6. Оксиды, их
классификация и
свойства.
7.
Соли,
их
классификация и
свойства.
8. Генетическая
связь
между
классами
веществ.
9. Окислительновосстановительн
ые реакции.

Датчик
высокой
температур
ы, Датчик
температур
ы
платиновый
–
по
горению
сказано
выше,
Датчик рН –
Работа с раздаточным материалом.
при
Слушание объяснений учителя.
изучении
Самостоятельная работа с учебником.
кислот
и
Анализ формул.
оснований
Решение текстовых количественных и (среда
раствора).
качественных задач.
Датчик
Слушание объяснений учителя.
электропров
Работа с раздаточным материалом.
одности
Слушание объяснений учителя.
изучение
Самостоятельная работа с учебником. проводимос
ти
Работа с раздаточным материалом.
растворов
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа с учебником.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа с учебником.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа с учебником.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Работа с раздаточным материалом.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа с учебником.

Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа с учебником.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
10. Обобщение и Работа в парах.
систематизация
Работа в группах.
знаний по теме « Решение задач.
Растворение.
Проверка полученных знаний.
Растворы.
Подготовка к контрольной работе.
Реакции ионного
обмена. ОВР».
11. Контрольная Решение заданий контрольной работы.
работа № 5
20

1. Практическая
Свойства
№
6.
электролито работа
Ионные
реакции.
в
(химический
практикум)
(4 ч)
2. Практическая
работа
№
7.
Условия
протекания
химических
реакций
между
растворами
электролитов до
конца.
3. Практическая
работа
№
8.
Свойства кислот,
оксидов,
оснований и солей.
4. Практическая
работа
№
9.
Решение
экспериментальн
ых задач.
Заключение
(4 ч)

1.Обобщение
и
систематизация
знаний
по
учебнику химии за
8 класс.
2.Обобщение
и
систематизация
знаний
по
учебнику химии за
8 класс.
3.
Итоговая
контрольная
работа по химии
за 8 класс.
4.
Анализ
контрольной
работы. Работа
над ошибками.

Наблюдение
за
демонстрациями
учителя.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Постановка опытов для демонстрации
классу.
Выполнение практической работы.
Датчик
Наблюдение
за
демонстрациями
температур
учителя.
ы
Объяснение наблюдаемых явлений.
Постановка опытов для демонстрации платиновый
классу.
Выполнение практической работы.

Наблюдение
за
демонстрациями Датчик рН
учителя.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Постановка опытов для демонстрации
классу.
Выполнение практической работы.
Наблюдение
за
демонстрациями
учителя.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Постановка опытов для демонстрации
классу.
Выполнение практической работы.
Работа в парах.
Работа в группах.
Решение задач.
Проверка полученных знаний.
Подготовка к контрольной работе.
Работа в парах.
Работа в группах.
Решение задач.
Проверка полученных знаний.
Подготовка к контрольной работе.
Решение заданий контрольной работы.

Анализ ошибок.
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Решение задач.
Слушание объяснений учителя.

9 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
21

Название
раздела,
количество
часов

Тема урока.

1.
Характеристика
химического элемента
на
основании
его
положения
в
Периодической
системе
Д.
И.
Менделеева.
2.
Характеристика
химического элемента
на
основании
его
положения
в
Периодической
системе
Д.
И.
Менделеева.
3.
Характеристика
химического элемента
по
кислотноосновным свойствам
образуемых
им
соединений.
4.
Периодический
закон
и
Периодическая
система химических
элементов
Д.
И.
Менделеева.
Положение
Металлы (13 1.
металлов
в
ч)
Периодической
системе
Д.И.Менделеева
и
строение их атомов.
2.
Химические
свойства металлов.
Общая
характеристи
ка химических
элементов (4
ч).

Основные виды деятельности
обучающихся

Использован
ие
оборудовани
я центра
«Точка
Роста»

Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Работа с таблицей Менделеева.
Работа с карточками.

Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Работа с таблицей Менделеева.
Работа с карточками.

Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Работа с таблицей Менделеева.
Работа с карточками.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Работа с таблицей Менделеева.
Работа с карточками.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Работа с таблицей Менделеева.
Работа с карточками.

Датчик
Работа
с
раздаточным
температуры
материалом.
Слушание объяснений учителя. платиновый
Самостоятельная
работа
с
учебником.
3.
Получение Слушание объяснений учителя.
металлов. Коррозия Самостоятельная
работа
с
металлов.
учебником.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.

22

4.
металлы.

Щелочные Слушание объяснений учителя.
Датчик
Самостоятельная
работа
с температуры
учебником.
платиновый
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.

5.
металлы.

Щелочные Решение задач.
Работа по карточкам.
Решение
химических
уравнений.
6. Бериллий, магний и Работа
с
раздаточным
щелочноземельные
материалом.
металлы.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
7. Бериллий, магний и Решение задач.
щелочноземельные
Работа по карточкам.
металлы.
Решение
химических
уравнений.
8. Алюминий.

9. Алюминий.

10. Железо.

Работа
с
раздаточным
материалом.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Решение задач.
Работа по карточкам.
Решение
химических
уравнений.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.

11. Закрепление и
систематизация
знаний по главе первой
«Металлы».

Работа в парах.
Работа в группах.
Решение задач.
Проверка полученных знаний.
Подготовка к контрольной
работе.
12.
Контрольная Решение заданий контрольной
работа
№1 работы.
«Металлы».
13.
Анализ Анализ ошибок.
контрольной работы. Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Решение задач.
Слушание объяснений учителя.
23

Свойства
металлов и их
соединений
(химический
практикум)(3
ч).

Практическая работа
№1. Осуществление
цепочки химических
превращений.

Практическая работа
№2.
Получение
и
свойства соединений
металлов.

Наблюдение
за
демонстрациями учителя.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.
Постановка
опытов
для
демонстрации классу.
Выполнение
практической
работы.

Датчик
высокой
температур ы,
Датчик
температур ы
платиновый –
измерение
температур ы
переходов
аллотропны х
модификаци й
серы;
измерение
температур ы
плавления
веществ.

Наблюдение
за
демонстрациями учителя.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.
Постановка
опытов
для
демонстрации классу.
Выполнение
практической
работы.

Практическая работа
№3.
Экспериментальные
задачи
по
распознаванию
и
получению веществ.

Неметаллы
(26 ч)

Наблюдение
за
демонстрациями учителя.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.
Постановка
опытов
для
демонстрации классу.
Выполнение
практической
работы.
1. Неметаллы: атомы Слушание объяснений учителя.
и простые вещества. Самостоятельная
работа
с
Кислород,
озон, учебником.
воздух.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.

2.
Неметаллы. Решение задач.
Химические свойства Работа по карточкам.
неметаллов.
Решение
химических
24

Датчик
высокой
температур ы,
Датчик
температур ы
платиновый –
измерение
температур ы
переходов
аллотропны х
модификаци й
серы;
измерение
температур ы
плавления
веществ.

уравнений.
3.
Химические Работа
с
раздаточным
элементы в клетках
материалом.
живых организмов.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
4. Водород.
Решение задач.
Работа по карточкам.
Решение
химических
уравнений.
5. Галогены.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.
6.
Соединения Решение задач.
галогенов.
Работа по карточкам.
Решение
химических
уравнений.
7.
Получение Слушание объяснений учителя.
галогенов.
Самостоятельная
работа
с
Биологическое
учебником.
значение и применение Отбор и сравнение материала
галогенов
и
их по нескольким источникам.
соединений.
8. Кислород.
Работа
с
раздаточным

Датчик
высокой
материалом.
Слушание объяснений учителя. температур ы,
Самостоятельная
работа
с Датчик
температур ы
учебником.
платиновый –
измерение
температур ы
переходов
аллотропны х
модификаци й
серы;
измерение
температур ы
плавления
веществ.
9.
Контрольная Решение заданий контрольной
работа №2
работы.

25

10. Сера.

Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.

11. Соединения серы.

Датчик
высокой
температур ы,
Датчик
температур ы
платиновый –
измерение
температур ы
переходов
аллотропны х
модификаци й
серы;
измерение
температур ы
плавления
веществ.

Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
12. Серная кислота.
Слушание объяснений учителя.
Датчик
Самостоятельная
работа
с рН
учебником.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.
13. Азот.
Решение задач.
Работа по карточкам.
Решение
химических
уравнений.
14. Аммиак.
Слушание объяснений учителя.
Датчик
Самостоятельная
работа
с рН
учебником.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.
15. Соли аммония.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.
16.
Кислородные Слушание объяснений учителя.
соединения азота.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
17. Фосфор и его Работа
Датчик
с
раздаточным
соединения.
температуры
материалом.
Слушание объяснений учителя. платиновый
Самостоятельная
учебником.
26

работа

с

18. Фосфор
соединения.

и

его Решение задач.
Работа по карточкам.
Решение
химических
уравнений.
19. Углерод.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.
20.
Кислородные Решение задач.
соединения углерода.
Работа по карточкам.
Решение
химических
уравнений.
21. Кремний и его Слушание объяснений учителя.
соединения.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.
22.
Силикатная Слушание объяснений учителя.
промышленность.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
23. Обобщающий урок Работа в парах.
по
теме Работа в группах.
«Неметаллы».
Решение задач.
Проверка полученных знаний.
Подготовка к контрольной
работе.
24. Обобщающий урок Работа в парах.
по
теме Работа в группах.
«Неметаллы».
Решение задач.
Проверка полученных знаний.
Подготовка к контрольной
работе.
25.
Контрольная
Решение
заданий
работа № 3.
контрольной работы.
26.
Анализ Анализ ошибок.
контрольной работы. Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Решение задач.
Слушание объяснений учителя.
Практическая работа Наблюдение
Свойства
за
неметаллов и №4.
демонстрациями учителя.
их соединений Экспериментальные
Объяснение
наблюдаемых
задачи
по
теме явлений.
(3 ч).
«Подгруппа
Постановка
опытов
для
кислорода».
демонстрации классу.
Выполнение
работы.
27

практической

Практическая работа
№5.
Экспериментальные
задачи
по
теме
«Подгруппы азота и
углерода».

Наблюдение
за
демонстрациями учителя.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.
Постановка
опытов
для
демонстрации классу.
Выполнение
практической
работы.

Практическая работа
Наблюдение
за
№6.
Получение, демонстрациями учителя.
собирание
и
Объяснение
наблюдаемых
распознавание газов.
явлений.
Постановка
опытов
для
демонстрации классу.
Выполнение
практической
работы.
Предмет Слушание объяснений учителя.
Органические 1.
Самостоятельная
работа
с
вещества (13 органической химии.
учебником.
ч)
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
2.
Предельные Слушание объяснений учителя.
углеводороды.
Составление
химических
формул.
Работа в парах.
Работа у доски.
3.
Непредельные Слушание объяснений учителя.
углеводороды.
Составление
химических
формул.
Работа в парах.
Работа у доски.
4. Спирты.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
учебником.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
5.
Предельные Слушание объяснений учителя.
одноосновные
Составление
химических
карбоновые кислоты. формул.
Работа в парах.
Работа у доски.
6. Сложные эфиры. Слушание объяснений учителя.
Жиры.
Составление
химических
формул.
Работа в парах.
Работа у доски.
7. Аминокислоты и Работа
с
раздаточным
белки.
материалом.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная
работа
с
28

Электр
онны е весы,
набор
лаборатории
ГИА

Датчик
рН

Датчик
рН

учебником.
8. Аминокислоты и Слушание объяснений учителя.
белки.
Составление
химических
формул.
Работа в парах.
Работа у доски.
9. Углеводы.
Слушание объяснений учителя.
Составление
химических
формул.
Работа в парах.
Работа у доски.
10. Полимеры.
Слушание объяснений учителя.
Составление
химических
формул.
Работа в парах.
Работа у доски.
11. Обобщающий урок Работа в парах.
по
теме Работа в группах.
«Органические
Решение задач.
вещества».
Проверка полученных знаний.
Подготовка к контрольной
работе.
12.
Контрольная Решение заданий контрольной
работа №4.
работы.

Закрепление
(6ч)

13.
Анализ Анализ ошибок.
контрольной работы. Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Решение задач.
Слушание объяснений учителя.
1.
Периодический Работа в парах.
закон
и Работа в группах.
Периодическая
Решение задач.
система химических Проверка полученных знаний.
элементов
Д.И. Подготовка к контрольной
Менделеева.
работе.
2.
Строение
вещества.
3.
Химические
реакции.
4. Классы химических
соединений в свете
ТЭД.
5.
Итоговая
Решение
заданий
контрольная работа. контрольной работы.
6.Анализ контрольной Анализ ошибок.
работы.
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Решение задач.
Слушание объяснений учителя.
29

Список литературы
1.
2.

3.
4.

5.
6.
7.

8.

9.
10.

Химия. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. –
17-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 270, [2] с. : ил.
Кузьменко Н.Е. Начала химии. Современный курс для поступающих в
вузы. Т. 1: учебное пособие – 13-е изд., стереотип. – М.: Издательство
«Экзамен», 2007. – 383, [1] с. (Серия «Абитуриент»)
Химия. Учебно-методическая газета для учителей химии и
естествознания.
Химия. Настольная книга учителя. 8 класс: методическое пособие / О.С.
Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова. – 3-е изд., перераб. –
М. : Дрофа, 2007. – 398, [2] с.
Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы по учебнику О.С.
Габриеляна «Химия – 8». М. : Дрофа, 2009.
Химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян.
– 11-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2006. – 267, [5] с. : ил.
Химия. 9 класс : рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9
класс» / О. С. Габриелян, А. В. Якушова. – 6-е изд., стереотип. – М. :
Дрофа, 2007. – 175, [1] с. : ил.
Кузьменко Н.Е. Начала химии. Современный курс для поступающих в
вузы. Т. 2: учебное пособие – 13-е изд., стереотип. – М.: Издательство
«Экзамен», 2007. – 383, [1] с. (Серия «Абитуриент»).
Химия. Учебно-методическая газета для учителей химии и
естествознания.
Химия. Настольная книга учителя. 9 класс: методическое пособие / О.С.
Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова. – 2-е изд., перераб. –
М. : Дрофа, 2011. – 398, [2] с.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».