1. Общие положения. 1.1. Настоящие правила внутреннего распорядка для обучающихся (далее – Правила), разработаны в соответствии с Уставом муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 15» г. Сысерть (далее – Школа). 1.2. Настоящие правила устанавливают учебный распорядок для обучающихся, определяют основные нормы и правила поведения в здании, на территории школы, а также на всех внешкольных мероприятиях с участием обучающихся школы. 1.3. Цели Правил: создание нормальной рабочей обстановки, необходимой для организации учебновоспитательного процесса, обеспечение успешного освоения обучающихся образовательных программ, воспитание уважения к личности, ее правам, развитие культуры поведения и навыков общения. 1.4. Дисциплина в ОУ поддерживается на основе уважения человеческого достоинства всех участников учебно-воспитательного процесса. Применение методов физического и психологического насилия в Школе недопустимо. 2. Права и обязанности обучающихся Права и обязанности обучающихся определяются Уставом Школы и иными локальными актами, предусмотренными этим Уставом. 2.1. Учащимся предоставляются академические права на: 1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; 2) предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; 4) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого Школой (после получения основного общего образования); 5) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в Школе в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей); 6) зачёт Школой в установленном ею порядке результатов освоения учащимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”; 8) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; 2 9) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; 10) каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком; 11) перевод для получения образования по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании; 12) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня; 13) участие в управлении Школой в порядке, установленном её Уставом; 14) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с Уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в Школе; 15) обжалование актов Школы в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 16) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой Школы; 17) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, объектами спорта Школы; 18) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях; 19) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно- технической, творческой деятельности; 20) иные академические права, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами. 2.2. Учащимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами Свердловской области; транспортное обеспечение (при необходимости); иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Свердловской области, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами. 2.3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, вправе пройти в Школе экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе. 2.4. Учащиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в Школе и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение учащихся без их согласия и 3 несовершеннолетних учащихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. 2.5. Учащиеся имеют право на участие в общественных объединениях, а также на создание общественных объединений учащихся в установленном федеральным законом порядке. 2.6. Принуждение учащихся к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается. 2.7. Учащиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения учащихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких учащихся, изъявивших желание в свободное от учёбы время работать в различных отраслях экономики. 2.8. Учащимся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. 2.9. Пользование учебниками и учебными пособиями учащимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном Школой. 2.10. Учащиеся обязаны: добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; выполнять требования Устава Школы, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности; заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; уважать честь и достоинство других учащихся и работников Школы, не создавать препятствий для получения образования другими учащимися; бережно относиться к имуществу Школы. 2.11. Учащимся Школы запрещается: приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества; использовать любые средства и вещества, могущие привести к чрезвычайной ситуации, в том числе создающие угрозу жизни и здоровью людей; применять физическое или (и) психическое насилие для выяснения отношений; производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих, для собственной жизни и здоровья; употреблять грубые выражения по отношению к другим учащимся и работникам Школы. 3. Приход и уход из школы 3.1. Приходить в школу следует за 10-15 минут до начала уроков в чистой, выглаженной одежде делового стиля, иметь опрятный вид и аккуратную прическу. 3.2. Необходимо иметь с собой дневник (основной документ школьника) и все необходимые для уроков принадлежности. 4 3.3. Обучающиеся вправе пользоваться бесплатным гардеробом. Администрация школы не несет ответственности за ценные вещи, оставленные в карманах. 3.4. Войдя в школу, обучающиеся снимают верхнюю одежду и в весенне-осенний период одевают сменную обувь. 3.5. Перед началом уроков обучающиеся должны свериться с расписанием, и прибыть к кабинету до звонка. После звонка, с разрешения учителя войти в класс и подготовиться к уроку. 3.6. После окончания занятий нужно спокойно взять одежду из гардероба, одеться и покинуть школу, соблюдая правила поведения. 4. Внешний вид 4.1. Внешний вид и одежда учащихся должны соответствовать принятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер. Не рекомендуется ношение одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодёжных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение. 4.2. Требования к школьной форме и внешнему виду учащихся устанавливаются соответствующим Положением. Для обучающихся 1-9 классов в школе введён деловой стиль одежды (в соответствии с Положением о внешнем виде обучающихся). В осенний и весенний периоды обязательна вторая обувь. 4.3. Одежда для школьниц: деловой костюм, однотонное платье, или блуза с юбкой. Длина юбки до колена - плюс-минус 10 см. Брючный костюм должен быть не броским и без отделки. Брюки классического покроя. В одежде делового типа возможны различные варианты полосок и клеток неярких тонов. Прическа школьницы: волосы чистые, ухоженные. Волосы длиннее плеч убираются наверх или закалываются. 4.4. Характерной особенностью делового костюма является его строгость, которая достигается отсутствием ярких тонов. У мальчиков - классический костюм, брюки, рубашка, по желанию жилет или пиджак, в прохладное время года - пуловер, свитер. 4.5. В школьной деловой одежде не допускается: спортивный костюм, спортивная обувь, вещи, имеющие яркие, вызывающие и абстрактные рисунки; джинсы, иная одежда специального назначения. 4.6. Спортивный костюм, спортивная обувь допускаются только на уроках физической культуры. 5. Поведение на уроке 5.1. Обучающиеся занимают свои места в кабинете, в соответствии с требованиями классного руководителя или учителя по предмету, с учетом психо-физических особенностей учеников. 5.2. Каждый учитель определяет специфические правила при проведении занятий по своему предмету, которые не должны противоречить законам РФ, нормативным документам и правилам школы. Эти правила обязательны для исполнения всеми обучающимся у данного учителя. 5.3. Перед началом урока, обучающиеся должны подготовить свое рабочее место, и все необходимое для работы в классе. 5.4. При входе учителя в класс, ученики встают в знак приветствия и садятся после того, как учитель ответит на приветствие и разрешит сесть. Подобным образом обучающиеся приветствуют любого взрослого человека вошедшего во время занятий. 5.5. Время урока должно использоваться только для учебных целей. Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку, делами. 5 5.6. По первому требованию учителя (классного руководителя) ученик должен предъявляться дневник. Записи в дневнике должны выполняться аккуратно. После каждой учебной недели родители ученика ставят свою подпись в дневнике. 5.7. При готовности задать вопрос или ответить, - следует поднять руку и получить разрешение учителя. 5.8. Если обучающемуся необходимо выйти из класса, он должен попросить разрешения учителя. Выходить из кабинета во время урока можно только в крайних случаях с разрешения учителя, ведущего урок 5.9. Звонок с урока – это сигнал для учителя. Только когда учитель объявит об окончании урока, ученики вправе встать, навести чистоту и порядок на своём рабочем месте, выйти из класса. 5.10. В случае опоздания на урок обучающийся обязан: постучаться в дверь кабинета, зайти, поздороваться, извиниться за опоздание и попросить разрешения сесть на место. 5.11. Обучающиеся должны иметь спортивную форму и обувь для уроков физкультуры. При отсутствии такой одежды, обучающиеся остаются в зале, но к занятиям не допускаются. Ученики, освобождённые от уроков физической культуры, должны во время урока находиться в спортивном зале. 5.12. Запрещается во время уроков пользоваться мобильными телефонами и другими устройствами не относящимися к учебному процессу. Следует отключить и убрать все технические устройства (плееры, наушники, игровые приставки и пр.), перевести мобильный телефон в тихий режим и убрать его со стола. В случае нарушения, учитель имеет право изъять техническое устройство на время урока. При неоднократном нарушении этих требований устройство возвращается только в присутствии родителей (законных представителей) обучающегося. 6. Поведение на перемене 6.1. Обучающиеся обязаны использовать время перерыва для отдыха 6.2. При движении по коридорам, лестницам, проходам придерживаться правой стороны. 6.3. Во время перерывов (перемен) обучающимся запрещается: • мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проёмов и в других местах, не приспособленных для игр; • толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода проблем; • употреблять непристойные выражения и жесты в адрес любых лиц, запугивать, заниматься вымогательством. Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных Российским законодательством. 6.4. В случае отсутствия урока, обучающиеся могут спокойно находиться в вестибюле, библиотеке. 7. Поведение в столовой 7.1. Обучающиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, тщательно моют руки перед едой. 7.2. Обучающиеся обслуживаются в буфете в порядке живой очереди, выполняют требования работников столовой, соблюдают порядок при покупке пищи. Проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд. Убирают за собой столовые принадлежности и посуду после еды. 7.3. Употреблять еду и напитки, приобретённые в столовой и принесённые с собой, разрешается только в столовой. 8. Поведение во время проведения внеурочных мероприятий 6 8.1. Следует строго выполнять все указания руководителя при проведении массовых мероприятий, избегать любых действий, которые могут быть опасны для собственной жизни и для окружающих. 8.2. Обучающиеся должны соблюдать дисциплину, следовать установленным маршрутом движения, оставаться в расположении группы, если это определено руководителем. 8.3. Обучающиеся должны уважать местные традиции, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и школьному имуществу. 8.4. Запрещается применять открытый огонь (факелы, свечи, фейерверки, хлопушки, костры и др.), устраивать световые эффекты с применением химических, пиротехнических и других средств, способных вызвать возгорание. 9. Поощрения 9.1. Обучающиеся школы поощряются за: • успехи в учебе; • участие и победу в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных состязаниях; • общественно-полезную деятельность и добровольный труд на благо школы; • благородные поступки. 9.2. Школа применяет следующие виды поощрений: • объявление благодарности; • награждение Почетной грамотой; • занесение на Доску почета школы; 9.3. Поощрения применяются директором школы по представлению Совета школы, Педагогического совета, классного руководителя, а также в соответствии с положениями о проводимых в школе конкурсах и соревнованиях и объявляются в приказе по школе. 10. Взыскания 10.1. Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учеников. Применение методов физического и/или психического насилия не допускается. Запрещается применение таких мер воздействия, как удаление с урока, постановка в угол, оставление без перемены и тому подобные, а также выставление ученику неудовлетворительной оценки по предмету за недисциплинированность на уроке. 10.2. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к учащимся во время их болезни, каникул. 10..3. За нарушение Правил для обучающихся ученик привлекается к взысканию. Взыскания налагаются с соблюдением следующих принципов: • к ответственности привлекается только виновный ученик; • ответственность носит личный характер (коллективная ответственность класса, группы учащихся за действия члена ученического коллектива не допускается); • строгость взыскания должна соответствовать тяжести совершенного проступка, обстоятельствам его совершения, предшествующем поведению и возрасту ученика; • взыскание налагается в письменной форме (устные методы педагогического воздействия дисциплинарными взысканиями не считаются); • за одно нарушение налагается только одно основное взыскание; • до наложения дисциплинарного взыскания ученику должна быть предоставлена возможность объяснить и оправдать свой проступок в форме, соответствующей его возрасту (предоставлено право на защиту). 10.4. К учащимся применяются следующие меры взыскания: • замечание; • выговор; 7 • отчисление из Школы. 11. Заключительные положения 11.1. Настоящие правила действуют на всей территории Школы и распространяются на все мероприятия с участием обучающихся Школы. 11.2. По решению Школы за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных пунктом 4.15 Устава Школы, допускается применение отчисления из Школы несовершеннолетнего учащегося, достигшего возраста пятнадцати лет, как меры дисциплинарного взыскания. 11.3. Настоящие Правила вывешиваются в школе на видном месте для всеобщего ознакомления. 8